logo
soderjanie_zadaniiy_po_pedagogicheskoiy_praktike__1_

Психологический профиль личности школьника (состояние и динамика)

Основные свойства личности

Уровни развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Ценностные ориентации

Самооценка

Уровень притязаний

Эмоциональное отношение к родителям

Эмоциональное отношение к учителям

Эмоциональное отношение к ученикам

Волевой самоконтроль

Тревожность

Негативные эмоциональные переживания

Познавательная активность

Уровень интеллекта

Потребность в общении

Потребность в достижениях

Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К то­му же, душевная жизнь человека очень сложна и не поддается лег­ким, одноразовым измерениям.

Для избежания ошибок необходимо ответственно, соблюдая логику исследования в психологии, подходить к диагностике лично­стных свойств школьника, т.е. желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»:

• Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положитель­ный психотерапевтический эффект.

• Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать раз­глашения, особенно в публичной ситуации.

• Использовать психологическую информацию в интересах об­следуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.

• Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. вы­держивать принцип: «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу: «Пришел, измерил и ушел» (В.В. Давыдов).

• В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем — к подбору адекватных методик, а не наоборот.

• Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совер­шенны они ни были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, ко­торые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.