logo
soderjanie_zadaniiy_po_pedagogicheskoiy_praktike__1_

Опросник у.В. Кала и в.В. Раудика «Значимость различных сфер жизни для учащихся среднего и старшего школьного возраста» (опросник анонимный)

Сферы

Твоя оценка

Как ценит класс

1

Радио

2

Одежда

3

Литература

4

Учение

5

Семья

6

Кино

7

Друзья

8

Музыка

9

Телевидение

10

Театр

11

Спорт

12

Общественная работа

13

Изобразительное искусство

14

15

Инструкция

Учащимся предлагается в 10-балльной системе оценить каж­дую из указанных сфер жизни.

Наиболее значимые для учеников сферы — в 8-10 баллов; просто значимые — 5-7 баллов; нейтральные — 3-4 балла; со­всем не значимые — 1-2 балла. Пункты 14, 15, 16 заполняются самостоятельно учеником, если он считает нужным указать и оце­нить другие значимые для него сферы.

Обработка данных

После опроса определяется средняя оценка (в баллах) каждой сферы для каждого школьника и класса, затем проводится ранжи­рование: высший ранг (место) приписывается той сфере, которая получила больший средний балл и т.д., в порядке убывания. Соот­неся ранг сфер по данным опроса изучаемого школьника с рангом класса, можно сравнивать личное и групповое проявление устано­вок (ценностей). Возможно применение корреляционного анализа (по Ч. Спирмену).

Возможная интерпретация

• На развитие личности школьника влияет не одна, а система сфер (деятельности), но не рядоположенно, а при ведущей ро­ли наиболее важных ценностей (сфер).

• Продуктивна оптимальная иерархия сфер, если ведущими яв­ляются учение, друзья, семья, литература, искусство, спорт и др., при своеобразной эмоциональной разрядке и возможно­стями для самоутверждения личности в этих сферах.

• Возможна неблагоприятная для развития личности структура ценностей (социальных установок), т.е. выдвижение на первые места вспомогательных сфер, например, одежды, телевидения, музыки и др., и «выброс» на последние места основных сфер — учения, друзей, семьи, литературы, искусства, спорта и т.д. — вызываются, как правило, непосильностью для ребенка основ­ных сфер деятельности и, как следствие из этого, психическим напряжением, стрессами и затруднениями в самоутверждении личности.