Введение
Более чем 20-летний опыт психологической работы с дошкольниками, имеющими легкие отклонения в интеллектуальном развитии, обобщался нами на теоретическом уровне (в диссертационных исследованиях, монографиях, лекционных курсах). В то же время, мы впервые предпринимаем попытку описать как единое целое психологическую практику для психологов, оказывающих помощь детям с интеллектуальной недостаточностью. Помимо собственного опыта, мы опираемся на опыт многих исследователей и психологов-практиков, работающих в данной сфере.
В существующей на сегодняшней день специальной литературе очень часто встречаются работы, представляющие собой сборники упражнений, техник, которые могут применять в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Не ощущается дефицита также в описаниях коррекционных моделей, раскрывающих содержание формирования даже не отдельных психических функций (например, восприятия или мышления), а их частных аспектов (формирование глазомера, способности ребенка узнавать себя и др.). Важность таких работ несомненна. Между тем, очевиден дефицит работ, представляющих коррекционную работу с детьми, имеющими легкие отклонения в интеллектуальном развитии, как теоретически обоснованную целостную систему. Это предполагает описание в единой связке предлагаемых теоретических конструктов, обоснования коррекционной работы и ее процедурной, технической, части. Единство обоснования и процедурной части коррекционной работы, в свою очередь, требует опоры на единую научную концепцию, использования единого языка описания психологической реальности.
Данная работа представляет собой именно методические рекомендации, основанные на единой теоретической концепции, связанные “единым взглядом” культурно-исторической теории Л.С.Выготского и теории деятельности А.Н.Леонтьева. Основной их целью является помощь в проектировании и организации коррекционной работы с детьми, имеющими легкие отклонения в интеллектуальном развитии. Первая глава методических рекомендаций посвящена описанию теоретических позиций и взглядов на механизмы развития ребенка, понимания нормальной и аномальной линий развития, цели и направлений коррекционной работы. Во второй главе раскрываются особенности коррекционной работы с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Работа задает алгоритм построения коррекционной работы с детьми, имеющими легкие отклонения в интеллектуальном развитии, а не предлагает наиболее полный набор процедур, методик для такой работы. Во второй главе хотя и приводится описание различных приемов коррекции, однако их следует рассматривать скорее как примеры, не исчерпывающие во всей полноте методический “арсенал” специальной психологии. Методические рекомендации не охватывают всего многообразия частных линий коррекционной работы. Так, например, работа над развитием вероятностного прогнозирования, представляющая одну из важнейших линий в коррекции отклонений в интеллектуальном развитии у детей, представлена только на примере речевого прогнозирования. В соответствии с этим, мы не рекомендуем использовать данную работу как “сборник упражнений на все случаи жизни”.
Особо следует обратить внимание на то, что коррекционная работа представляется и описывается нами в логике профессиональной деятельности специалиста, оказывающего психологическую помощь ребенку, имеющему отклонения в психофизическом развитии. Для этого раскрываются цель, смысл и предмет коррекции, указываются требования к ней, характеризуются условия и формы ее осуществления, предлагается “инструментарий” и методические процедуры, конкретные способы работы. Такая логика используется нами намеренно, так как она помогает, на наш взгляд, организовать специалисту собственную работу по оказанию психологической помощи ребенку.
- Глава I. Теоретические основания коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии 5
- Глава II. Коррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью 20
- Введение
- Глава I. Теоретические основания коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии
- 1.1 Социализация ребенка как основная цель коррекции
- 1.2 Основные требования к организации и осуществлению коррекционной работы
- 1.3 Сферы психического развития ребенка и направления коррекционной работы
- Глава II. Коррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью
- 2.1 Особенности коррекционной работы с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью
- 2.2 Приемы и способы коррекционной работы
- 2.2.1 Формирование сферы социальных отношений.
- Формирование межличностных отношений и совместности в игре
- Формирование образа “я”
- Формирование эмоционально-потребностной сферы
- Особенности отношений взрослого к ребенку в процессе коррекции: коррекция тревожности
- 2.2.2 Формирование процессов построения замысла (продуктивных действий)
- Формирование процессов построения замысла в сюжетной игре
- Формирование предметного содержания сюжетных игр
- Развитие творческого мышления и воображения
- Формирование планирующих действий
- Развитие умения самостоятельно действовать в различных бытовых ситуациях
- Формирование словообразовательных процессов
- 2.2.3 Формирование практических и умственных действий (навыков)
- Формирование практических и умственных действий через предметную и игровую деятельность
- Формирование практических и умственных действий в дидактической игре
- 2.2.4 Формирование произвольности деятельности
- Обучение планированию и контролю через продуктивные виды деятельности
- Режиссерские игры как способ формирования произвольности деятельности
- Формирование произвольного оперирования речью
- Заключение
- Формирование произвольности деятельности.
- Рекомендуемая литература