Формирование образа “я”
Своеобразной вершиной психического развития детей трехлетнего возраста является появление у них осознанного переживания себя, своего "я". Это очень важный момент в жизни ребенка, так как по мнению большинства педагогов и психологов, в данное время происходит рождение личности. От того, как в эти годы осуществлялось воспитание и обучение, зависят не только сроки рождения личности, но и ее склонности, направленность, характер и т.п.
Путь осознания себя: своего тела, своей ценности, своей самостоятельности длителен и сложен. Процесс развития "я" имеет аффективно-когнитивную природу. В "образе я" слиты как переживания ребенком своих органов, действий, поступков, так и представления о себе (своем внешнем виде, особенностях строения и т.п.). На разных возрастных этапах доля аффективных и когнитивных компонентов в "образе я" различна.
Младенец уже с первых месяцев жизни переживает свои состояния. Правда, эти чувства первоначально крайне смутные и не дифференцированные. В ходе жизнедеятельности ребенок постепенно начинает выделять отдельные части своего тела. Раньше других частей тела его внимание привлекают руки. По данным известного английского психолога Т.Бауэра, буквально с первых месяцев жизни младенец изучает их как не относящийся непосредственно к нему объект. Однако, когда у малыша появляется способность к совершению хватательных действий, отношение к своей руке меняется. Из объекта изучения она превращается в орган деятельности, результаты которой так или иначе переживаются им. Несколько позже то же самое происходит и в отношении ног. Первоначально ребенок рассматривает их, играет с ними. Это происходит до тех пор, пока он не начинает ходить, то есть ноги уже выступают в качестве органов деятельности. Таким же образом ребенок реагирует и на руку взрослого: сначала манипулирует ею как предметом, когда же значение протянутой к нему руки усваивается как жест "дай", отношение к ней сразу же меняется.
Во всех этих примерах просматривается общая закономерность, которая заключается в том, что, попадая в поле зрения ребенка, та или иная часть тела становится объектом его познания. Затем в ходе совершения определенных действий орган вызывает изменение в ощущениях ребенка, переживается им. Сочетание аффективных и когнитивных компонентов, связываемых малышом с конкретной частью своего тела, и является тем фактором, который способствует осознанию и формированию "образа я".
Наиболее "деятельные" органы рано попадают в поле зрения детей и поэтому первыми осознаются как принадлежащие им. Другие же части тела (туловище, голова, лицо) не поддаются непосредственному визуальному изучению, их роль в процессе предметной деятельности менее заметная, чем рук и ног. В силу этих обстоятельств полное, целостное представление о себе складывается на 2-3 годах жизни ребенка. В этом возрасте дети еще рисуют так называемых "головоногов", то есть людей без туловища с большой головой, от которой сразу же отходят руки и ноги. Отсутствие полного представления о себе, своем теле затрудняет построение адекватного целостного "образа я", который является объективной основой возникновения чувства "я". Ведь в том, как мы строим отношения с другими людьми, решающую роль играет наше представление о себе.
Для формирования у детей с интеллектуальной недостаточностью адекватных представлений о собственном теле и построении "образа я" необходимо ввести элемент наглядности при организации занятий с ними (зеркало, модели, рисунки). В результате таких занятий у ребенка складывается более полное представление о себе. Сравнивая с образами других людей имеющийся у него образ себя, он расширяет и углубляет знания не только о других, но и о себе.
Помимо формирования когнитивных компонентов "образа я", необходимо заботиться и о развитии аффективной сферы. Для этого целесообразно так организовать воспитательный процесс, чтобы дети могли соотносить свои действия, поступки с собой, своими представлениями о себе. При этом следует учитывать то обстоятельство, что ребенок узнает о себе не "изнутри", а через оценку другими людьми его деятельности.
Основными сферами, в которых дети данного возраста пытаются самоутвердиться, являются: его предметная деятельность (особенно продуктивная с конкретным наглядным результатом) и достижения в овладении все новыми и новыми умениями и навыками; общение со взрослым, который по-прежнему остается не только образцом для подражания, но и доброжелательным помощником, оценивающим все дела и поступки; общение со сверстниками и другими детьми. Однако в раннем возрасте значение всех этих трех сфер имеет разное значение в жизни ребенка. Наиболее существенными для этого возраста являются общение со взрослым, а также продуктивная деятельность, которая, как правило, проходит при непосредственном участии воспитателя.
Как отмечалось выше, для дошкольников большое развивающее значение имеет деловое общение со взрослым, в ходе которого ребенку, передаются способы действий с предметами, игрушками, строительным материалом, оцениваются результаты его деятельности, корректируется ее ход и т.д. Однако при этом следует отметить, что такое деловое общение (со стороны взрослого) носит довольно часто обезличенный характер. Это находит свое выражение в том, что обычно воспитатель привлекает внимание ребенка к результатам своей или его деятельности, не акцентируя внимания детей на том, кто это сделал. Взрослый сообщает, например: "Смотрите, какой домик!" Если же исходить из того, что взрослый во многом является "зеркалом" для ребенка раннего возраста, то подобного рода высказывания уместно дополнять указаниями, что домик сделал именно он — взрослый ("Это я сделал!"). Таким образом, у детей формируются представления о ценности продукта деятельности, гордость за успех. Подражая взрослому, ребенок будет стараться и о себе говорить подобным образом.
Для того, чтобы у детей более успешно проходило становление самосознания, развивалось чувство гордости за достигнутый успех, взрослому необходимо в соответствующих ситуациях менять акцент общения, превращать его из чисто делового в личностно-деловое. В рамках последнего воспитатель дает оценку, в основном, не результатам деятельности ребенка, а самому малышу (например: “Молодец, Вова!"). Однако подобные высказывания целесообразны лишь по отношению к положительным поступкам и являются одним из эффективных путей повышения субъективной ценности личности. Отрицательные оценки необходимы лишь по отношению к действиям, а не к самому ребенку.
По мере развития и совершенствования навыков предметной деятельности, роста самосознания дети испытывают все большую потребность в оценке взрослым результатов своих действий. Часто малыш обращается к партнеру лишь для того, чтобы тот отметил его успехи.
Дети третьего года жизни в норме все чаще начинают совершать деятельность для того, чтобы воспитатель оценил ее продукт. Конфликты между малышами в большинстве случаев возникают как раз потому, что один из них пытается уничтожить созданное другим. Ребенок особенно ревностно оберегает продукт своей деятельности до тех пор, пока он не будет отмечен взрослым, после чего более спокойно реагирует на действия сверстника или же сам разрушает свою постройку. Таким образом, оценка воспитателя способствует активизации деятельности детей, а ее своевременность позволяет уменьшить число конфликтов между ними.
В развитии представлений о собственном теле, помимо деятельности, большое значение имеют занятия с моделями, имитирующими живые существа, людей. Однако ребенок еще не в состоянии мысленно перенести, примерить на себя образ другого. Для этого необходимо, чтобы малыш одновременно видел себя и другого человека. Такие ситуации можно организовать при помощи зеркала. Как уже отмечалось, образ самого себя у детей имеет аффективно-когнитивную природу. Поэтому, развивая их представления о собственной схеме тела, необходимо одновременно формировать и отношение к своему телу. Это достигается в том случае, когда одновременно с развитием представлений о человеке, формированием соответствующих понятий, взрослый оценивает их (например: "Какие глазки хорошие", "Волосики мягкие" и т.д.).
Развитие самосознания ребенка, построение им “образа я” связано непосредственно с другим важным процессом — речью. Те или иные изменения в сознании, усвоение схемы тела фиксируются в речи, обогащают словарь. При этом одним из основных условий, способствующих установлению связей между предметом и словом, является наглядность, то есть возможность непосредственно наблюдать объект, которому ставится в соответствие конкретное слово. Использование наглядности необходимо и при формировании у детей дошкольного возраста представлений о себе и других людях. Становление этих представлений невозможно без усвоения соответствующих понятий, что, в свою очередь, приводит к обогащению словаря. Следовательно, формирование у детей представлений о себе, развитие их самосознания приводит, с одной стороны, к становлению речи, овладению ими тем пластом лексики, на который обычно не обращают особое внимание в методиках по развитию речи, а, с другой, — овладение соответствующими понятиями способствует закреплению в сознании представлений о себе и других, о своей деятельности и деятельности других, создает реальную возможность для перехода от делового общения к более высокой ого форме —; личностному.
Приведем несколько примеров занятий по формированию у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью представлений о себе и других людях.
Занятия следует начинать с выявления у каждого конкретного ребенка уровня сформированности представлений о себе и других.
Задание I.
Цель: определить степень представлений ребенка о своем теле.
Процедура: занятия целесообразно проводить с детьми в индивидуальном порядке.
Установив контакт с ребенком, воспитатель последовательно обращается к нему с вопросами: "Где ручка?", "Где ножка?", “Где животик?", "Где глазки?" и т.д. Не рекомендуется задавать сразу большое количество вопросов, в каждом конкретном случае ориентируясь на характер ответного поведения. Однако в ходе диалогов желательно как можно полнее изучить степень сформированности представлений о себе и своем теле. Определив этот уровень, следует переходить к формирующим занятиям.
Задание 2.
Цель: формирование у детей представлений о схеме тела с использованием наглядных пособий.
Процедура: в качестве образцов можно использовать куклы, фигурки зверей, картинки с изображением людей и животных. Воспитатель предлагает ребенку поиграть с куклой или зверюшкой, но перед этим он показывает (в данном случае возможна групповая форма занятий) различные части тела игрушки. При этом он должен обязательно обыгрывать свой показ, демонстрируя функции той или иной части тела. Например: "Дети, вот у куклы ножки. Смотрите, как она ходит. Ножками топ-топ. А где у вас ножки? Как вы ими стучите? Покажите!" и т.д., "Покажи, где у куклы ножки." "Скажи “Ножки”". Для создания определенного эмоционального состояния ответные действия детей сопровождаются положительной оценкой, при этом куклы и имитации зверей называются по имени.
Задание 3.
Цель: формирование у детей представлений о схеме тела с использованием для наглядности одного из них.
Процедура: в качестве модели на некоторых занятиях целесообразно использовать самих детей. При этом повышается степень наглядности, так как перед детьми стоит такой же ребенок, как и они, а это способствует более легкому сравнению себя с другими. Такую ситуацию занятий можно использовать и для усвоения ребенком своего имени и имен сверстников.
В ходе проведения занятия возможны варианты: ребенок, оставаясь пассивным, используется лишь как наглядная модель; в качестве модели используется тот малыш, который может на себе показать различные части тела. Воспитатель дает оценку его действиям.
Задание 4.
Цель: формирование у детей представлений о себе.
Процедура: одним из действенных приемов, направленных на формирование представлений о себе, являются занятия с использованием зеркала. Необходимым условием при этом является то, что малыш способен узнать себя в зеркале. Для этого целесообразно, чтобы первоначально ребенок мог видеть в зеркале себя и воспитателя одновременно. Взрослый при необходимости дает соответствующие разъяснения: в зеркале ребенок видит себя, показать, где у отражения руки, ноги, лицо и т.д. При этом следует добиваться, чтобы малыш отыскивал у себя те же самые части тела, называл их. Зеркало следует использовать и для закрепления имени. Указывая на отражение, воспитатель называет имя ребенка, затем указывает на самого малыша, и вновь называет его имя. Можно дополнять эти сообщения местоимением "ты", выделяя его интонацией.
С целью расширения словарного запаса воспитатель может, указывая на себя, произносить и свое имя, дополняя его местоимением "я", которое также следует выделять интонацией. В практике работы с детьми раннего возраста, наибольшее затруднение вызывает употребление по отношению к себе местоимений "я" и "ты". А занятия такого рода позволяют ребенку установить первые различия между значениями этих местоимений.
В качестве одной из возможных модификаций можно предложить одновременное занятие перед зеркалом двух детей, где уместно обратить их внимание на местоимение "он".
Постоянно необходимо помнить, что доброжелательная оценка со стороны воспитателя создает положительные аффективные переживания и способствует тем самым процессу становления "образа я".
Усвоение ребенком представлений о собственном теле, построение достаточно полного "образа я" – важный момент в психическом развитии. Поэтому при организации воспитательного процесса с детьми третьего года жизни нужны условия, в которых можно соотносить усвоенные представления о себе с реальными достижениями в предметной деятельности. Педагог, организовывая предметную деятельность, нацеливает ее не только на совершенствование умений и навыков детей, но и на осознание ими себя, своей роли в этой деятельности. Причем в качестве примера, образца для подражания должен опять же выступать взрослый.
Занятия по формированию "образа я"
Задание 5.
Цель: совершенствование у детей представлений о значимости своей деятельности.
Процедура: в процессе занятий воспитатель демонстрирует различные варианты игры со строительным материалом, песком и т. д., каждый раз привлекая детей к результатам своей деятельности. В такие моменты необходимо акцентировать внимание ребят на себе, подчеркивая при этом свою роль в получении того или иного результата. Например: воспитатель показывает какую-либо постройку и говорит: "Это я домик построил", "Смотрите, как я сделал".
В некоторых начальных случаях рекомендуется называть себя в третьем лице. При этом взрослому следует указывать на себя жестами, чтобы помочь детям лучше понять смысл высказываний.
В тех ситуациях, когда воспитатель предлагает ребенку, например, построить башню (в любом случае – обращается малыш за оценкой или нет), необходимо зафиксировать его внимание на том моменте, что эту постройку сделал именно он.
В ходе общения целесообразно оценивать не только деятельность, но и самого малыша. Можно привлекать внимание других детей к результату деятельности их сверстника, указывая при этом на то, что это именно он получил такой результат. Подобное личностно-деловое общение стимулирует творческую активность, а также развивает чувство гордости за достигнутое.
Задание 6.
Цель: формирование у детей представлений о себе как о субъекте деятельности.
Процедура: для проведения занятий необходимо, подготовить соответствующий дидактический материал, который получил условное название "персонифицированная игрушка". Смысл ее заключается в том, что ребенку предлагается кукла, которая в определенной степени обладает внешним с ним сходством. Причем следует помнить, что, чем меньше возраст ребенка или чем меньше у него сформированы представления о себе, тем больше должна быть степень персонифицированности (сходства) модели с оригиналом.
В качестве таковых можно использовать фотографии детей (желательно в полный рост), вырезанные и наклеенные на картон; фигурку человечка (мальчика или девочки) с наклеенным лицом конкретного ребенка; стилизованные рисунки, которые делаются на глазах ребенка, а затем вырезаются".
На первом этапе занятия ребенка знакомят с фигуркой, добиваются узнавания в ней себя, формируют позитивное отношение к модели.
На втором этапе взрослый разыгрывает перед малышами какие-либо ситуации, где главным действующим лицом выступает персонифицированная игрушка. При этом воспитатель комментирует действия модели, дает оценку ей и ее поступкам. Если в ситуациях участвует ребенок, необходимо оценивать и его действия, и действия модели,
В процессе проведения занятий следует помогать детям глубже осознавать значение своей деятельности и деятельности персонифицированной игрушки, побуждать детей называть себя в первом лице единственного числа — "я".
Задание 7.
Цель: совершенствование у детей представлений о взаимоотношениях между партнерами.
Процедура: в ходе занятий целесообразно использовать модели, максимально точно отражающие сходство с оригиналом. Ребенку показываются две фигурки, одна из которых имитирует его, а вторая – другого малыша. Разыгрываются ситуации взаимоотношений детей. Комментируя их, воспитатель интонационно акцентирует внимание на словах "ты" и "он". В общении с ребенком вопросы задаются таким образом, чтобы побудить его к употреблению местоимений "я" и "он". Такие занятия расширяют словарный запас. Кроме того, дети овладевают понятиями, позволяющими глубже осознать их взаимодействие с другими детьми. Это в свою очередь создает реальную возможность успешного перехода на следующую ступеньку развития: к режиссерским сюжетно-отобразительным играм и далее к сюжетно-ролевым.
- Глава I. Теоретические основания коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии 5
- Глава II. Коррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью 20
- Введение
- Глава I. Теоретические основания коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии
- 1.1 Социализация ребенка как основная цель коррекции
- 1.2 Основные требования к организации и осуществлению коррекционной работы
- 1.3 Сферы психического развития ребенка и направления коррекционной работы
- Глава II. Коррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью
- 2.1 Особенности коррекционной работы с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью
- 2.2 Приемы и способы коррекционной работы
- 2.2.1 Формирование сферы социальных отношений.
- Формирование межличностных отношений и совместности в игре
- Формирование образа “я”
- Формирование эмоционально-потребностной сферы
- Особенности отношений взрослого к ребенку в процессе коррекции: коррекция тревожности
- 2.2.2 Формирование процессов построения замысла (продуктивных действий)
- Формирование процессов построения замысла в сюжетной игре
- Формирование предметного содержания сюжетных игр
- Развитие творческого мышления и воображения
- Формирование планирующих действий
- Развитие умения самостоятельно действовать в различных бытовых ситуациях
- Формирование словообразовательных процессов
- 2.2.3 Формирование практических и умственных действий (навыков)
- Формирование практических и умственных действий через предметную и игровую деятельность
- Формирование практических и умственных действий в дидактической игре
- 2.2.4 Формирование произвольности деятельности
- Обучение планированию и контролю через продуктивные виды деятельности
- Режиссерские игры как способ формирования произвольности деятельности
- Формирование произвольного оперирования речью
- Заключение
- Формирование произвольности деятельности.
- Рекомендуемая литература