logo
ПЗ 28 часов для 415 группы

I.5. Психолого-педагогическая классификация детей с задержкой психического развития

Отечественными клиницистами, психологами и педагогами, с учетом различных аспектов проблемы детей с задержкой психического развития, разработано множество классификаций (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, B.В. Ковалев, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова). В них все исследователи понятие «задержка психического развития» (ЗПР) характеризуют как отставание или замедление темпа в развитии психической деятельности ребенка в целом, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний об окружающем мире, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Специальная педагогика и психология пользуется клинической систематикой задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу, разработанной К. С. Лебединской. Именно эта классификация сыграла основную роль в разработке нормативных положений обучения и воспитания детей с ЗПР, а также в отборе и комплектовании специальных коррекционных учреждений VII вида. К.С. Лебединская в зависимости от причин, вызывающих задержку психического развития, различает основные варианты ЗПР:

1) конституционального происхождения;

2) соматогенного происхождения;

3) психогенного происхождения;

4) церебрально-органического генеза.

Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры, типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

1. ЗПР конституционального происхождения [лат. constitutio – установление, организация]. Преобладают наследственные факторы. Главной характеристикой является личностная незрелость детей. Эмоционально-волевая сфера напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Внешне ребенок отличается меньшим ростом, детским выражением лица, характерным для более раннего возраста. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом: большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций, больше выражены игровые интересы. У детей нет установок на учебу, низкий уровень саморегуляции, не сформированы нравственные категории. Игровая деятельность длительное время остается ведущей. Компенсация наступает в основном после 9 лет к подростковому возрасту.

Группа детей с ЗПР конституционального происхождения выявляется в дошкольном возрасте. Их лучше принимать в школу с 8-9 лет. Необходим индивидуальный подход.

2. ЗПР соматогенного происхождения [греч soma, somatos – тело + genes – порожденный]. При соматогенной ЗПР группа детей неоднородная. Эмоциональная и личностная незрелость обусловлена длительными хроническими заболеваниями внутренних органов, эндокринными нарушениями (бронхиальная астма, сердечно-сосудистая недостаточность, воспаление легких, заболевание почек, сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.). Снижение физической активности в данном случае стимулирует недостаток информации, становление жизненно важных психических функций. Хроническая физическая и психическая астения задерживают развитие социально активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт характера, как робость, тормозимость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени обусловливаются созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов (например, гиперопека в семье). Таких детей легко отличить от обычных сверстников: в дошкольном возрасте они похожи на умственно отсталых детей. Они плохо понимают речь, не пытаются самостоятельно отвечать на поставленные элементарные вопросы. Для детей характерны коммуникативные нарушения, синдром дефицита внимания, пониженный познавательный интерес, малый объем и кратковременность запоминания, недостаточный запас знаний об окружающем мире. Дошкольные учреждения посещают редко. В большинстве случаев их психическое развитие связано с соматическим заболеванием. К подростковому возрасту компенсируются. Компенсация идет по мере улучшения общего состояния.

3. ЗПР психогенного происхождения [психо- +греч. genes – порождаемый, возникающий] связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующим правильному формированию личности ребенка. Возникает под воздействием длительной неблагоприятной социальной ситуации, кратковременного стресса. Известно, что при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка.

К факторам, способствующим, вызывающим ЗПР психогенного происхождения, относятся:

  1. гипоопека, проистекающая из условий безнадзорности и приводящая к аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости, что часто сочетается с недостаточным уровнем знаний, необходимых для усвоения школьной программы, у такого ребенка не формируется чувство долга и ответственности;

  2. гиперопека – противоположная гипоопеке тенденция семейного воспитания, характеризующаяся неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором у ребенка не формируются произвольность поведения, черты самостоятельности, инициативности, ответственности, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду и др.;

  3. воспитание в условиях грубости, жестокости, агрессии в семье как по отношению к ребенку, так и к другим членам семьи. Личность ребенка, формирующаяся в таких условиях, характеризуется робостью, боязливостью, недостаточной самостоятельностью, нерешительностью и малой активности.

Они обусловливают патологическое развитие личности ребенка по типу психической неустойчивости, импульсивности, робости, боязливости, тревожности. У них отсутствуют чувства долга, ответственность, инициатива, самостоятельность. В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. Эти особенности зачастую сочетаются с невротическими проявлениями: тики, навязчивые движения, грызение ногтей, шарканье ногами, невротическое заикание, энурез. В плане динамики дети достаточно тяжелые и с длительной компенсацией.

4. ЗПР церебрально-органического генеза [лат. cerebrum – головной мозг]. Данная группа ЗПР имеет наибольшую значимость для специалистов в области системы специального образования ввиду выраженности проявлений, схожести состояний с умственной отсталостью. Сходство данной формы ЗПР с олигофренией определяется ранним мозаичным органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Диагноз зависит от степени, времени и массивности поражения. В анамнезе ребенка часто встречается ММД (минимальная мозговая дисфункция), ПЭП – перинатальная энцефалопатия (дистрофические изменения вследствие органического поражения головного мозга).

Для детей с ЗПР церебрально-органического генеза характерна стойкая выраженность нарушений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные типом данной аномалии развития.

У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, заинтересованность в оценке. У них недостаточно развита память, низкий уровень притязаний, пониженная переключаемость психических процессов.

ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. При ЗПР речь идет не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа. Замедленный темп в развитии психической деятельности чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу.

В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи, в усвоении принципа решения задания и переноса этого принципа на выполнение других сходных заданий. У детей с задержкой психического развития трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более выс оким уровнем развития познавательной деятельности. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т. е. будут способны впоследствии выполнять самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить только с помощью педагога. Именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно применять усвоенное в процессе дальнейшего обучения приводит к тому, что эти дети могут успешно обучаться в массовой школе. Эти особенности для умственно отсталых детей не характерны.

Таким образом, к категории детей с задержкой психического развития не относятся умственно отсталые, педагогически запущенные дети, дети со специфическими отклонениями в эмоционально-волевой сфере и поведении.

Как видим, внутри ЗПР имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.