Качественная характеристика психического развития лиц в зависимости от степени умственной отсталости (по мкб-10)
Легкая умственная отсталость
Распространенность категории:. 75-89% от всей популяции людей с умственной отсталостью.
Нарушения когнитивной сферы. У детей наблюдаются изменения различных видов восприятия, затруднения анализа и синтеза воспринимаемого воспрепятствуют созданию адекватной ориентировки в окружающей действительности.
Произвольное внимание нецеленаправленное, нестойкое, имеет малый объем, трудности к переключению и распределению, характеризуется повышенной отвлекаемостью, истощаемостью.
Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом, отличается стереотипностью, некритичностью, необходимостью обеспечения сиюминутных потребностей, характеризуется нарушением динамики мышления (его лабильностью и инертностью), имеет недоразвитие высших форм мышления.
Элементарные речевые навыки приобретаются с задержкой, но большинство овладевают способностью использовать речь в повседневных целях. Характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность понимания слов, нарушение грамматического строя речи.
Память отличается непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, плохим припоминанием. Механическая память может быть сохранной, затруднено воспоминание о внутренних логических связях и обобщенных объяснениях.
Нарушения эмоционально-волевой сферы. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства, преобладают непосредственные переживания. Настроение неустойчивое.
Произвольная активность отличается слабостью побуждений, импульсивностью, внушаемостью и упрямством, недостаточностью социальных мотивов. Поступки недостаточно целенаправленны, отсутствует борьба мотивов.
Формирование личности. Самооценка неустойчива: может быть повышенной в связи с незрелостью личности и снизиться в условиях оценочной ситуации (опроса, контроля). Большинство детей достигают независимости в сфере ухода за собой, усваивают нормы поведения, однако их ролевые функции в обществе ограничены.
Недоразвитие двигательной сферы. Для детей характерно замедление темпа развития локомоторных функций, непродуктивность и недостаточная целесообразность последовательных движений, двигательное беспокойство, суетливость, плохая сформированность тонких и точных движений, жестикуляции и мимики.
Возможности и особенности обучения. Обучаются по программе коррекционной школы VIII вида. Трудности в овладении чтением и письмом, однако обучение способствует развитию навыков и выявлению компенсаторных возможностей.
Овладение трудовыми навыками. При благоприятной коррекции способны овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т.е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи…).
Умеренная умственная отсталость
Распространенность категории: более 10% от всего числа выявляемы в населении лиц с умственной отсталостью.
Нарушения когнитивной сферы. У детей часто имеются грубые аномалии зрения и слуха, при их сохранности отмечается неумение ими пользоваться. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах, без выделения особенностей. Нет самостоятельной ориентировки в ситуации.
Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления, образование отвлеченных понятий недоступно или резко ограничено.
Речь развивается, запаздывая на 3-5 лет. Окончательное ее формирование ограничено. Понимание речи опирается на улавливание интонации, жестов и мимики говорящего. В условиях обучения овладевают элементами обиходной речи. Имеются дефекты произношения, аграмматизмы.
Объем памяти мал. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память.
Нарушения эмоционально-волевой сферы. Дети чувствительны к оценке их другими людьми, отсутствует эмоциональное многообразие. У части лиц отмечается повышение и извращение влечений, в том числе и сексуальных.
Возникающие побуждения к деятельности слабы и быстро истощаются. Склонны к импульсивным поступкам.
Формирование личности. Могут быть мобильными и физически активными, способны общаться с другими, склонны к подражанию другим. Отсутствует самостоятельность, внушаемость сочетается с негативизмом. Неадекватно завышенная самооценка поддается коррекции.
Недоразвитие двигательной сферы. Статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. Нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны и неуклюжи. Грубые дефекты моторного недоразвития могут воспрепятствовать формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев.
Возможности и особенности обучения. Дети необучаемы по программе коррекционной школы VIII вида. Некоторые лица по образовательным программам в специальных классах коррекционных школ или интернатах овладевают навыками самообслуживания, ориентировки в окружающем, элементами чтения и счета.
Овладение трудовыми навыками. Самостоятельная трудовая деятельность недоступна. Способны к простой практической деятельности при тщательном построении заданий, постоянном наблюдении и указаниях инструктора.
Тяжелая умственная отсталость
Распространенность категории: около 4% от всех людей с умственной отсталостью.
Нарушения когнитивной сферы. Часто встречаются аномалии развития органов чувств, имеются функциональные расстройства анализаторов. Восприятие глобальное и поверхностное. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности.
Внимание резко нарушено, малоустойчиво, иногда не привлекается вовсе. Активное внимание может отсутствовать.
Мышление хаотично, бессистемно, характеризуется отсутствием или слабостью смысловых связей. Оперировать отвлеченными понятиями не могут. Суждения бедны, основаны на подражании.
Многие лица пользуются вместо речи жестами и нечленораздельными звуками. В редких случаях развивается речь, представляющая собой поток бессмысленных эхолалических повторений. Понимание речи ограничено.
Память отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного ранее.
Нарушения эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные реакции однообразны и недифференцированны, тугоподвижны. Могут быть вспыльчивыми и агрессивными.
Затруднения в организации любой деятельности.
Формирование личности. Малая активность, сниженная потребность в обмене информацией, слабый интерес к окружающему. Потребность в общении вырастает по мере обучения с большим трудом.
Недоразвитие двигательной сферы. Грубое недоразвитие двигательной сферы. Часто наличествуют параличи и парезы. Нарушены и слабы статические и локомоторные функции, координация, точность и темп произвольных движений. Дифференцированные движения рук и пальцев у многих невозможны, не могут себя обслужить. Под влиянием ЛФК ритмика движения и координация улучшаются незначительно.
Возможности и особенности обучения. Некоторые овладевают порядковым счетом и с помощью наглядного материала производят простейшие математические операции. Под влиянием обучения могут появиться не связанные между собой представления и элементарные понятия.
Овладение трудовыми навыками. Препятствия в освоении отдельных элементов трудовой деятельности находятся в связи с отсутствием мотивации, очень низким уровнем познавательных возможностей, затруднениями в организации деятельности, грубыми расстройствами моторики.
Глубокая умственная отсталость
Распространенность категории: 1% случаев от всех наблюдающихся лиц с умственной отсталостью
Нарушения когнитивной сферы. У детей часты расстройства зрения и слуха. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки.
Внимание ничем не привлекается, с трудом ориентируются в окружающем, реагируют только на боль.
Не развиты даже предпосылки интеллекта. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления.
Речь и жесты не понимают. Понимание и использование речи ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь часто заменена нечленораздельными звуками.
Отсутствует способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению.
Нарушения эмоционально-волевой сферы: Наиболее тяжелые из лиц с данной степенью недоразвития не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений, часты появления сексуального возбуждения (безудержный онанизм).
Формирование личности. У детей отсутствуют элементарные навыки самообслуживания.
Недоразвитие двигательной сферы. Большинство таких больных неподвижны и не владеют прямохождением.
Возможности и особенности обучения. Дети необучаемы.
Овладение трудовыми навыками: Не способны или малоспособны к овладению какими-либо навыками ухода за собой, нуждаются в постоянной помощи и надзоре.
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения
- 2. Контрольные вопросы для рефлексии
- Критерии и параметры оценки задания к уровню выполнения
- 3. Проблема нормы развития1
- 4. Закономерности развития ребенка
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения заданий II.3 и II.4
- 5. Определение теоретических и практических задач «Психологии детей с интеллектуальной недостаточностью (уо и зпр)»
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения
- 6. Этиология нарушений умственной отсталости и задержкой психического развития
- Причины нарушений умственной отсталости и зпр
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения
- 7. Особенности детей с умственной отсталостью
- 8. Особенности детей с задержкой психического развития
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения заданий 7-8
- 9. Развитие психологии лиц с умственной отсталостью как науки
- Развитие психологии лиц с умственной отсталостью как науки.
- 10. Личность детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития
- Критерии и параметры оценки задания к уровню выполнения задания
- 11. «Умственно отсталые дети»: конспектирование текстов
- 12. «Дети с задержкой психического развития»: конспектирование текстов
- Критерии и параметры оценки конспектов
- 13. «Умственно отсталые дети» и «Задержка психического развития»: анализ содержания статей
- Контрольные вопросы и задания
- Критерии и параметры оценки задания к уровню выполнения задания
- 14. Задания для контроля знаний Тестовые задания для программированного контроля знаний
- 1. Для детей с интеллектуальными нарушениями необходимо:
- 2. Основное условие в работе с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития:
- 4. Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как:
- 6. Оптимальный возраст для развития высших психических функций (памяти, речи и др.):
- 7. Основными теоретическими положениями «Психологии детей с интеллектуальной недостаточностью (уо и зпр)» считаются:
- Критерии и показатели оценки тестовых заданий
- Вопросы к экзамену
- I. 1. Этиология умственной отсталости
- I.2. Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
- Качественная характеристика психического развития лиц в зависимости от степени умственной отсталости (по мкб-10)
- I.3. Коррекционно-развивающее обучение детей с умственной отсталостью
- I.4. Причины задержки психического развития
- I.5. Психолого-педагогическая классификация детей с задержкой психического развития
- I.6. Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- Глава 2 умственно отсталые дети
- 2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей
- 2.2. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей
- 2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей Моторика
- Внимание
- Интересы
- Восприятие
- Мышление
- Личность умственно отсталого ребенка
- Деятельность
- Мотивационно-потребностная сфера
- Самооценка и уровень притязаний
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Сенсорно-перцептивные функции
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности мышления
- Особенности речевого развития
- Игровая деятельность
- Особенности эмоциональной сферы
- 3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
- Особенности внимания
- Восприятие
- Мышление
- Результаты анализа зрительно представленного объекта
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоционально-волевой сферы и личности
- Литература
- Дефектология в Интернет-сети!
- Для заметок