logo
Хр

Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах

Согласно современной психологической теории поэтапного формирования умственного действия, построенной П.Я. Гальпериным и его учениками, выделяется несколько этапов процесса усвоения.6

Первый этап – предварительное знакомство с действием, последовательностью и условиями его выполнения, т.е. этап составления ориентировочной основы действия. На этом этапе учащимся показывают, из каких составных частей (операций) состоит действие, как и в каком порядке они выполняются.

На втором этапе формируются, отрабатываются действия в материальном (материализованном) виде. Ученики выполняют действия, но пока во внешней, материализованной форме (запись, заполнение таблиц, схем, работа с карточками и т. п.), при этом подробно развертывается каждая операция, входящая в состав этого действия, а учитель получает возможность осуществить объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.

Третий этап – отработка действия в форме внешней речи, но без опоры на зрительные средства (карточки, схемы и т.п.). Таким образом, действие проходит дальнейшее обобщение, но остается еще полностью осознаваемым и развернутым. На этом этапе учителями используются различные формы словесного выражения действий: устный разбор, словесный отчет о ходе выполнения задания, комментирование, рассказ по таблице, по схеме и т. п. Многие, однако, явно недооценивают значение этого этапа или жалеют время урока, так как ученикам нелегко даются на первых порах словесные проговаривания.

Особенность четвертого и пятого этапов состоит в том, что усваиваемое действие выполняется «про себя», в уме. Сначала действие сохраняет развернутость, осознанность, но потом начинает быстро сокращаться, многие его компоненты перестают осознаваться, возрастает быстрота выполнения действия.

Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах: Книга для учителя/ Сост. И.Я. Галлингер, С.И. Львова. М., 1988. С.8-9.

Львов М.Р.