logo
Хр

Использование терминов, определений, правил Применение терминов

Тема «Применение терминов» тесно связана с темой «Использование определений», поэтому работа по этим темам может совмещаться.

В методическом отношении вызывает большой интерес вопрос о словах, употребляемых в качестве терминов, например, о нетерминологических словах, вызывающих избыточные ассоциации при их использовании.

Система понятий отражается в системе терминов. В пособие включены упражнения с целью установления родо-видовых отношений между наименованиями понятий.

Термины-дублеты. В учебных пособиях встречаются термины-дублеты. Так, нередко по-разному называются компоненты словосочетания: 1) главное слово, господствующее слово, подчиняющее слово, стержневое слово, определяемое слово; 2) зависимое слово, подчиненное слово, определяющее слово.

Слова, используемые в качестве терминов. В качестве терминов могут выступать специальные слова, употребляемые только как термины (суффикс, глагол, флексия), но чаще для этих целей используются слова из обиходной речи (союз, окончание, корень, приставка). Нетерминологические слова страдают при их употреблении избыточными ассоциациями: учащиеся пытаются толковать их значение, исходя из обыденного значения слова, нетерминологического, например: окончание – то, что стоит в конце слова.

Термины-словосочетания. Термины могут выражаться одним словом (предложение) и словосочетанием (простое предложение; определение, стоящее после определяемого слова).

Термины словосочетания образуют системы понятий, находящихся в родо-видовых отношениях. Например:

Сказуемое

простое глагольное составное сказуемое

сказуемое

составное именное составное глагольное

сказуемое сказуемое