Структура курса русского (родного) языка
Структура школьного курса русского языка определяется:
- целями, задачами и содержанием школьного курса русского языка;
- возрастными особенностями учащихся, связанными с этапами формирования логического мышления, и ведущими типами деятельности, характерными для учащихся разных возрастных групп (учебная деятельность – для младших школьников, общественно-значимая деятельность – для подросткового возраста, учебно-профессиональная деятельность – для учащихся старших классов), а также с этапами речевого развития ребенка;
- преемственностью между этапами обучения, основывающейся на определенном круге умений и навыков, которые соотносятся с умениями и навыками, сформированными на предыдущем этапе обучения;
- необходимостью перераспределения учебного материала между основной и старшей школой с целью повышения качества обучения русскому языку на основе увеличения сроков его изучения и переноса наиболее сложных и обобщающих тем в старшие профильные классы.
- На I ступени (начальное общее образование, 1 - 4 классы) предполагается:
- формирование представления о родном языке как средстве выражения и постижения национальной культуры русского народа;
- формирование первоначальных сведений о русском языке как системе;
- формирование навыков, связанных с основными видами речевой деятельности (чтением, говорением, слушанием и письмом).
II ступень (основная школа 5-10 классы) содержит:
- углубление представлений о национальной самобытности, своеобразии русского языка, его национально-культурной ценности, особенностях исторического развития, формах существования и функциях, о литературном языке и его стилях;
- расширение сведений о богатейших ресурсах русского языка, в том числе и его изобразительно-выразительных средствах;
- формирование лингвистической компетенции;
- совершенствование языковой компетенции и речевой деятельности на основе научных знаний о системных отношениях языковых явлений различных уровней и их семантико-функциональных особенностей.
В содержание обучения русскому языку на III ступени (среднее (полное) общее образование, 11-12 классы) для общекультурного уровня в качестве основных компонентов должны входить:
- формирование способности анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения различные языковые явления в текстах разных функциональных стилей литературного языка;
- развитие способности речевого самосовершенствования и на этой основе дальнейшее совершенствование системы знаний, умений и навыков в области русского языка, а также основных общеучебных умений;
- обобщенное изложение важнейших тем основного курса с упором на совершенствование коммуникативной компетенции учащихся (включая правописание);
- расширение лингвистических сведений (особенно в области терминологии и профессиональной речи);
- национально ориентированное и объективное ознакомление с современной языковой ситуацией в РФ и мире и статусом и функциями русского языка в его связях и отношениях с другими языками.
В содержании обучения в школах социально-гуманитарного профиля расширяются и углубляются основные компоненты общекультурного уровня, а узкая специализация осуществляется за счет курсов по выбору в их содержательной согласованности и преемственности.
Русский язык в школе. 2000. № 2. С. 7-9.
Лернер И.Я.
- Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка
- Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее (полное) общее образование) Значение родного языка в системе школьного образования и воспитания
- Цели обучения русскому языку как родному
- Содержание обучения русскому (родному) языку
- Структура курса русского (родного) языка
- Система методов обучения (дидактический аспект)
- Задачи совершенствования системы методов обучения русскому языку
- Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах
- Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку
- О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы
- Коммуникативная методика в преподавании русского языка
- Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой
- Использование терминов, определений, правил Применение терминов
- Применение определений в школьном курсе русского языка
- Методика изучения правил
- Опрос на уроках русского языка
- «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов
- Как преодолеть «минусы» опорных конспектов
- Задания поискового характера при повторении пройденного
- Организация внеклассной работы по русскому языку в средней школе
- Основные принципы организации внеклассной работы
- Виды и формы внеклассной работы
- Чем заниматься в кружке русского языка?