logo
default

48. Организационно-деятельностные и организационно-мыслительнные игры

Организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – вид деловой игры, конструирующий модель взаимодействия деятельностных персонажей в постановке проблем с ориентацией на осуществление развития деятельности, коллектива организации и т.п.

Такие игры не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность.

Основное их назначение – получение нового продукта, не имевшегося в опыте ни игроков, ни ведущих игру. Такие игры проходят в условиях, когда нет ни заранее заданных моделей, ни людей, умеющих решать обсуждаемую проблему.

Цель организационно-деятельностные игры - решение теоретической или практической проблемы. (это отличие от деловых игр)

Наиболее легко применимы в учебном процессе, в котором обучаемые имеют достаточный запас профессиональных знаний и умений.

Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.

Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, проводится в течении пяти дней и делится на этапы. Архитектоника организационно-деятельной игры состоит из этапов:

1) самоопределения;

2) анализа ситуации;

3) определения системы ценностей и целей деятельности;

4) определения системы средств осуществления деятельности;

5) построения проекта измененной деятельности.

Психологический механизм игры включает следующие фазы:

1. Фаза принятия уч-ками нормативных требований к деятельности проектирования.

2. Фаза осознания затруднений в практ. и мыслит. планах деят. проектирования.

3. Фаза формир. потребности в перестройке собственной деят. и личности.

4. Фаза построения стратегии проф. самоизменения.

Организационно-мыслительная игра - род организационных игр, овладение средствами мышления и развитие мыслительных способностей посредством моделирования проф. деят. через организованную коммуникацию (мыследеятельность).

Они используют обычные процессы в организационно-деятельностных играх как повод, чтобы сосредоточить внимание на мыслительном движении.

Ценностью и целью игры становятся: «чистота» мышления, предельная определенность средств мышления в мыслительной рефлексии, выращивание мыслительных способностей.

В частности, организационно-мыслительная игра может свести демонстративные практические действия игроков к коммуникативным и, прежде всего - организационно-коммуникативным действиям.

Предельную значимость в организационно-мыслительной игре получает логико-семиотическая практика и рефлексия, привлечение самых высоких требований к системотехнике и к логической организации рассуждений. В определенной степени, организационно-мыслительные игры похожи на методологические семинары. Однако так характеризовать организационно-мыслительные игры можно, лишь если смотреть на них поверхностно, не реконструируя внутреннюю архитектонику, функциональную структуру, оставаясь на уровне морфологического слежения за ходом обсуждения.