52. Структура дидактического процесса. Мотивационный этап дидактического процесса. Методики формирования мотивации.
Существуют различные подходы в определении структуры учебного процесса. Одним из таких подходов является соотнесение звеньев учеб. процесса с этапами научного познания. При этом проявляются специфичные для учеб. процесса звенья: подготовка к восприятию знаний, закрепление знаний, контроль за качеством усвоения содержания образования (Н.А. Сорокин, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов).
Процесс обучения начинается с подготовки к восприятию новых знаний и умений успешного решения учащимися новой познавательной задачи; развитием интереса к предлагаемому на данном уроке материалу на основе проблемной ситуации, истории вопроса и т.п. и к предмету в целом. В этом звене идет проверка и корректировка знаний и умений, необходимых для успешного овладения новым материалом.
После создания потребности в знаниях пед. организует восприятие новых знаний. Восприятие предполагает целостное отражение материала в сознании учащихся. Этому способствует план изложения материала; вопросы, написанные на доске, на которые необходимо ответить после знакомства с новой информацией. Выделение главного, существенного в восприятии создает условия для перехода к следующему звену учебного процесса.
На основе умело организованного восприятия учеб. материала пед. формирует научные понятия. Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая самые существенные признаки предмета или явления, а также устойчивые объективные внутренние связи между явлениями или предметами, выраженными в законах, закономерностях. Выделение главного облегчает формирование научных понятий. Процесс формирования научного понятия начинается с операции сравнения известного с неизвестным. Уч-ся находят сходные признаки, различия, потом дается определение понятия.
Новое знание пока не стало орудием мышления ученика. Его следует закрепить, поэтому учитель использует первичное закрепление, а затем различные виды построения: текущее и обобщающее. Важным условием эффективности повторения являются элементы новизны сделать процесс обучения творческим, осознанным. На основе повторений одних и тех же действий с элементами новизны у учащихся формируются умения и навыки. Умения – это знания в действии можно сформировать только при условии полного понимания.
Обеспечив усвоение материала по изученной теме, учитель включает эти новые знания в систему уже имеющихся знаний, умений и навыков. Это звено учебного процесса предполагает использование изученного в новых ситуациях, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности и креативности.
Последним звеном учебного процесса является контроль как звено обратной связи. В процессе контроля учитель выявляет пробелы в знаниях ученика и оказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отставания. Кроме того, учитель контролирует и качество своей работы. С помощью различных форм и видов контроля обеспечивается мотивация и дальнейшая успешная познавательная деят. пед.
Мотивационный компонент
включает формирование у уч-ся положительной устойчивой мотивации к учеб. деят., кот. побуждала бы их к упорной систематической работе. Мотивы придают учеб. деят. значимый смысл. Учение становится само по себе жизненно важной целью, а не только средством достижения других целей. Без положительной мотивации познавательная деят. человека может показаться ему бессмысленной. Положительные мотивы учения не возникают сами по себе, поэтому обучающие должны обеспечить целенаправленной развитие мотивационной сферы обучаемых.
Основными путями и методами формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности психологи А.К. Маркова, А.Б. Орлов и другие считают:
- осознание роли содержания учеб. материала. (интерес, учет возрастных особен.)
- рациональная организация учебной деят., (использование различных методов и форм учеб. деят., заданий исследовательского характера, нестандартных, исторических и занимательных задач, учебно-проблемных ситуаций, развивающих смекалку, гибкость ума).
- использование оценочной деятельности пед. и товарищей. (формирование положительной мотивации, важна и ситуация успеха)
- развитие познавательного интереса
- 1. Раскройте сущность структуры современной системы профессионального образования в рб.
- 2. Охарактеризуйте особенности современной системы по в рб
- 3. Выбор и анализ содержания по
- 4. Назовите и охарактеризуйте документы, регламентирующие содержание по
- 5. Охарактеризуйте понятие «Метод обучения», «прием обучения». Раскройте
- 6. Раскройте сущность классификации методов обучения по источнику информации. Охарактеризуйте методы обучения, используемые при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 7. Раскройте сущность классификации методов обучения по типу познавательной деятельности. Охарактеризуйте методы обучения, используемые при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 8. Определите основные критерии выбора методов обучения. Назовите условия рационального применения методов обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 9. Опишите типы и структуры учебного занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплин.
- 10. Охарактеризуйте основные этапы подготовки преподавателя к занятию при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 11. Охарактеризуйте виды анализа учебного занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
- 12. Раскройте сущность анализа урока практического обучения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
- 13. Раскройте сущность анализа урока теоретического обучения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
- 14. Дайте характеристику дидактическим возможностям средств обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 15. Охарактеризуйте оценивание как процесс, оценку как результат, отметка, функции оценки.
- 16. Раскройте сущность принципов контроля успеваемости при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 1) Связи контроля с образованием, обучением и воспитанием.
- 2) Объективности.
- 17. Охарактеризуйте методы и формы контроля знаний и умений учащихся при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 18. Раскройте сущность тестового контроля знаний при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 20. Дайте общее понятие проблемного обучения. Охарактеризуйте цели, функции, условия эффективности при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 21. Дайте общее понятие методам проблемного обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 23. Дайте общее понятие модульного обучения. Цели и особенности модульного обучения.
- 24. Раскройте особенности организации активного обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 25. Охарактеризуйте способы проведения семинарских и практических занятий с использованием активных методов обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 3) Метод «Мозговой штурм»
- 4) Метод эвристических вопросов:
- 26. Определите сущность методики организации и проведения теоретических занятий с использованием активных методов обучения при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 2) Деловые игры. Виды:
- 27. Раскройте сущность личностно-ориентированного обучения: его целей и особенности пр преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 28. Раскройте сущность теории поэтапного формирования действий и понятий.
- 29. Раскройте сущность дистанционного обучения: его особенности, принципы, методы.
- 30. Назовите документы регламентирующие деятельность педагога в профессиональных учебных заведения и охарактеризуйте их.
- 31. Охарактеризуйте учебно-методический комплекс как средство методического обеспечения учебного процесса в профессиональных учебных заведениях.
- 32. Вычеркнули
- 33. Охарактеризуйте особенности организации семинарских, практических и лабораторных работ при преподавании общетехнических и спец. Дисциплин
- 34. Охарактеризуйте основные требования к проведению лекций при преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 35. Дайте характеристику основным качествам преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин.
- 36. Способы контроля знаний
- 37. Тестирование, формы тестовых заданий.
- 38. Возникновение и развитие дисциплины «мо». Предмет и задачи дисциплины «Методика преподавания учебного предмета»
- 39. Методическая деятельность и ее особенности
- 40. Основные методические категории.
- 41. Методика формирования мотивации.
- 43. Педагогический анализ дидактических систем с замкнутым управлением
- 44. Педагогический анализ дидактических систем с разомкнутым управлением.
- 45. Виды форм обучения.
- 46. Групповые формы организации обучения.
- 47. Учебные планы: структура
- 48. Организационно-деятельностные и организационно-мыслительнные игры
- 49. Диагностика обученности и диагностика обучаемости
- 50. Функции оценки. Параметры качества усвоения знаний: полнота и глубина.
- 51. Основные принципы технологии педагогического проектирования – замена на 20 билет
- 52. Структура дидактического процесса. Мотивационный этап дидактического процесса. Методики формирования мотивации.
- 53. Какие виды творчества должны проявиться при педагогическом проектировании.
- 54. Возможные структуры учебно-познавательной деятельности.
- 55. Функции педагога в структуре педагогической деятельности.
- 56. Перечислите известные методы контроля знаний студентов на этапе изучения нового материала и поясните их.
- 57. Алгоритм управления познавательной деятельностью в дидактическом процессе.
- 58. Сущность и специфика визуализации теоретического материала по специальным дисциплинам.
- 59. Методы итогового контроля уровня и полноты знаний обучаемых. Составьте алгоритм методики проведения игровой контрольной работы.
- 60. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.