Януш Корчак
Счастье придет по следам грядущих поколений,
которые научатся не забывать собственное детство.
Януш Корчак
Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит) родился в Варшаве в 1878 году в семье юриста. Мальчику было около двенадцати лет, когда заболел и умер его отец. Генрик продолжал учиться в гимназии, в это же время он работал гувернером в богатых домах.
Своё призвание Корчак видел в том, чтобы помогать людям. Поэтому он решил стать врачом. Став студентом медицины, Корчак преподавал на курсах, работал в бесплатной читальне для бедных, учил в школе, помогал матери содержать семью после смерти отца. Кроме того, Януш Корчак постоянно работает в детской клинике, где на протяжении семи лет лечит не только тела, но и души детей. Он делает всё, что может, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли.
В 1905 году он получает диплом врача и работает врачом в детской больнице.
Со временем доктор Гольдшмит все больше убеждался, что причиной детских страданий и даже детской заболеваемости является непонимание. Взрослые не понимают детей и не считаются с ними, причем в особенности это касается детей бедняков – часто лишены самого необходимого.
В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где проходит медицинское обучение за свой счет, а также проходит практику в детских клиниках, знакомится с воспитательными учреждениями.
В 1912 году Корчак оставляет профессию врача и становится директором «Дома сирот» для еврейских детей. С 1914 по 1918 год педагог работает в полевом госпитале русской армии. Он участвовал в трех войнах и дослужился до звания полковника медицинской службы.
В этот период он написал свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».
С 1919 по 1936 год Януш Корчак руководит детскими приютами,преподает, сотрудничает с журналами, работает редактором детской газеты, под псевдонимом «Старый Доктор» выступает с воспитательными беседами по радио. Весь материал Корчак документирует, он постоянно ведёт специальную записную книжку и дневник воспитателя.
В 29 лет педагог решает жить в одиночестве. «Сыном своим я выбрал идею служения ребенку…» – писал он много лет спустя.
С 30 лет Януш Корчак возвращается к профессии врача.Он становится известным специалистом и получает высокие гонорары от богатых пациентов. Но детей бедняков он лечит бесплатно.
Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими воспитанниками, несмотря на угрозу преследования. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. Он возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днем ухудшалось, но Корчак до самого конца стремился поддержать дух детей. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался бросить детей и спасти свою жизнь.
5 августа 1942 года детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Януш Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру.
Янушу Корчаку удалось создать для тысяч детей такие условия жизни, воспитание и образование, на которые они не могли рассчитывать по праву своего рождения. Всё своё время Януш Корчак посвятил детям городских низов, которые жили в подвалах и бедных домах.
Корчак написал более 20 томов. Почти все эти книги – о детях. Он писал о физическом и психическом здоровье ребёнка, о его горестях и радостях, о том, что взрослые должны соблюдать его права и уважать его как личность.
1978 год – год столетия со дня рождения Генрика Гольдшмита – Организация Объединенных Наций объявила годом Януша Корчака.
- Из истории воспитания
- Внешние ссылки:
- Воспитание в античные времена
- Внешние ссылки:
- Януш Корчак
- 10 Заповедей для родителей
- Внешние ссылки:
- Ян Амос Коменский
- 4 Ступени воспитания Внешние ссылки:
- Коменский о человеке
- Макаренко Антон Семенович
- Внешние ссылки:
- Мария Монтессори
- Внешние ссылки:
- Иоганн Генрих Песталоцци
- Внешние ссылки:
- Виктор Николаевич Сорока-Росинский
- Василий Александрович Сухомлинский
- Внешние ссылки:
- Сухомлинский о человекеhttp://vp-ch.Ru/node/58
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Внешние ссылки:
- Ушинский о человеке
- Современная педагогика
- Адаптивная модель
- Внешние ссылки:
- Вальдорфская школа
- Внешние ссылки:
- Воспитание через искусство
- Внешние ссылки:
- Гуманная педагогика
- Внешние ссылки:
- Здоровьеразвивающая педагогика
- Внешние ссылки:
- Русская родовая школа
- Внешние ссылки:
- Система Монтессори
- Внешние ссылки:
- Система Шаталова
- 7 Принципов системы Шаталова 5 основных методических элементов
- Внешние ссылки:
- Театр, как система гуманитарного образования
- Школа самоопределения
- Внешние ссылки:
- Учиться и учиться
- О воспитании
- Внешние ссылки: