Виктор Николаевич Сорока-Росинский
Виктор Николаевич Сорока-Росинский родился 13 ноября 1882 года Новгороде-Северском в семье капитана русской армии.
Он мечтал быть военным, но учась в университете пришёл к выводу, что его призвание – воспитание. Он изучает психологию, вопросы особенностей памяти, воображения и внимания. Публикует статьи о педагогике и психологии.
В течение семи лет В. Н. Сорока-Росинский работает в Стрельнинской гимназии под Петербургом. Здесь преподаёт историю и занимает должность классного наставника.
С 1918 по 1920 год Виктор Николаевич работал в училище Путиловского завода, нововведения которого впоследствии распространились по всей стране: городское отделение, колония для детей-сирот, детский сад, подготовительные курсы, клуб, группа продленного дня и питание детей в школе.
В сентябре 1920 года В. Н. Сорока-Росинский возглавил особый детский дом для мальчиков-беспризорников — «Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых», сейчас известную под названием «республика ШКИД».
В школу попадали бывшие беспризорники. «Сюда привозили со всех концов Петрограда самых отъявленных бузовиков и головорезов, процветали воровство, картежные игры, ростовщичество». Это были подростки, исковерканные беспризорностью. Среди них было много истериков, которых надо было сразу и лечить, и учить.
Главным в их воспитании В. Н. Сорока-Росинский сделал упор на творческую познавательную деятельность, что было необычайно смело в то время, когда главной считалась трудовая школа. В основу своей методики работы с трудными детьми он положил правила знаменитого полководца Суворова - уважение к личности, «тяжело в учении, легко в походе», его «наука побеждать».
Оказавшись в ШКИДе, бывшие воры и преступники много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли. Творчество было главным воспитателем.
Это дало самые позитивные результаты. «В эпилоге книги мы встречаемся с бывшими шкидцами, которые стали агрономами, журналистами, командирами, режиссерами. Они вспоминают прошлое и благодарно говорят: «Шкида хоть кого исправит!».
Школа Достоевского воспитывала из беспризорников интеллигентов. Главной задачей в то время считалось трудовое воспитание, пролетаризация масс. Школа Достоевского вписывалась в это. Поэтому в 1925 году педагог был уволен из школы. А с 1928 по 1936 год В. Н. Сорока-Росинскому было запрещено работать в средних общеобразовательных школах.
Он продолжал заниматься педагогической деятельностью до конца жизни - как методист отделения социально-правовой охраны, преподавал в классах для трудновоспитуемых, в средних школах, работал с трудными детьми.
Этот необыкновенный педагог погиб 1 октября 1960 года, он попал под трамвай. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Внешние ссылки
Сорока-Росинский В. "ДЕТСКИЙ ДОМ. ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНОСТИ К ДОБРОВОЛЬЧЕСТВУ".
Специальный электронный выпуск “Педагогические вести” № 7, 2013, посвященный 130-летию со дня рождения В.Н.Сорока-Росинского.
Человек ценен по тому, что и сколько он делает.
"Любимый учитель" Шендерова Р. И.
Республика ШКИД – книга, фильм, школа.
Общество им. В.Н.Сороки-Росинского.
Знакомый Викниксор – неизвестный Сорока-Росинский.
Педагогические поэмы.
"Знаменитый универсант Виктор Николаевич Сорока-Россинский" Р. И. Шендерова
- Из истории воспитания
- Внешние ссылки:
- Воспитание в античные времена
- Внешние ссылки:
- Януш Корчак
- 10 Заповедей для родителей
- Внешние ссылки:
- Ян Амос Коменский
- 4 Ступени воспитания Внешние ссылки:
- Коменский о человеке
- Макаренко Антон Семенович
- Внешние ссылки:
- Мария Монтессори
- Внешние ссылки:
- Иоганн Генрих Песталоцци
- Внешние ссылки:
- Виктор Николаевич Сорока-Росинский
- Василий Александрович Сухомлинский
- Внешние ссылки:
- Сухомлинский о человекеhttp://vp-ch.Ru/node/58
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Внешние ссылки:
- Ушинский о человеке
- Современная педагогика
- Адаптивная модель
- Внешние ссылки:
- Вальдорфская школа
- Внешние ссылки:
- Воспитание через искусство
- Внешние ссылки:
- Гуманная педагогика
- Внешние ссылки:
- Здоровьеразвивающая педагогика
- Внешние ссылки:
- Русская родовая школа
- Внешние ссылки:
- Система Монтессори
- Внешние ссылки:
- Система Шаталова
- 7 Принципов системы Шаталова 5 основных методических элементов
- Внешние ссылки:
- Театр, как система гуманитарного образования
- Школа самоопределения
- Внешние ссылки:
- Учиться и учиться
- О воспитании
- Внешние ссылки: