10. Психолого-педагогическая характеристика класса.
10 класс, обучающийся по профилю «Дизайн». 24 человека. Класс сборный: только 9 человек учились вместе в основной школе, остальные 15 – пришли из разных школ города. Среди «новичков» большая часть учащихся успевала прежде на «4» и «5», многие учились в художественной школе. Практически каждый обладает завышенной самооценкой и претендует на лидерство в новом классе. Часты конфликты из-за притязаний на роль «самого умного» и «самого талантливого».
Ребята уже определились с выбором профессии, имеют сформировавшиеся интересы, привычки. Учебная нагрузка класса достаточно велика, у учащихся мало свободного времени для общения.
Учащиеся уже всерьез заняты подготовкой к поступлению в вузы, ориентированы на определенные предметы.
Многие имеют опыт работы творческой и исследовательской деятельности, опыт выступлений на школьных конференциях и олимпиадах, участия в творческих конкурсах разного уровня.
Учащиеся владеют опорными знаниями по предметам. Заложены навыки самостоятельной работы. Несколько учащихся глубоко интересуются историей (главным образом историей искусства), посещают кружок, самостоятельно занимаются дополнительно. Проблемы с дисциплиной в классе носят, как правило, объективный характер (усталость, повышенная возбужденность и т.п.).
2. Разработка плана классного руководителя (с учетом целей, задач работы с классом, направлений деятельности и возможности взаимодействия классного руководителя с участниками образовательного процесса: коллегами, родителями учащихся и др.).
Методические рекомендации по выполнению проектного задания
Уважаемые студенты!
Проектное задание на тему «Разработка плана классного руководителя (с учетом целей, задач работы с классом, направлений деятельности и возможности взаимодействия классного руководителя с участниками образовательного процесса: коллегами, родителями учащихся и др.)» связано со вторым этапом педагогической деятельности учителя – этапом целеполагания.
Цель данного задания состоит в том, чтобы отработать умения, необходимые будущему учителю при планировании и в дальнейшем осуществлении взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями с целью решения профессиональных задач.
Для эффективной работы в этом направлении будущий учитель должен уметь:
выявлять возрастные и индивидуальные особенности школьников;
формулировать цели и задачи работы с отдельными учениками и с классом;
планировать воспитательную деятельность с классом;
проектировать направления деятельности классного руководителя;
проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами;
организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах;
осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников.
Обратите внимание на тот факт, что выполнение данного проекта должно привести вас к созданию конечного продукта – плана классного руководителя.
В ходе работы над проектом вам рекомендуется использовать следующий алгоритм.
Выберите одну из предложенных психолого-педагогических характеристик классов (см. Приложение к проекту). Представьте, что вы являетесь классным руководителем этого класса и вам предстоит спроектировать план воспитательной работы с учащимися данного класса на предстоящий учебный год.
Проанализируйте психолого-педагогическую характеристику класса. Особое внимание обратите на:
возрастные особенности школьников;
дифференцированность класса (по уровню обученности, обучаемости, по уровню мотивации, по темпу деятельности);
интересы и увлечения учащихся класса вне учебных занятий;
общую картину межличностных отношений в классе;
индивидуальные особенности отдельных учащихся, их восприятие другими детьми;
взаимоотношения между учащимися класса и их родителями;
интерес родителей школьников к учебным достижениям их детей.
3. Основываясь на анализе психолого-педагогической характеристики, определите приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе на предстоящий учебный год.
4. Сформулируйте цели и задачи воспитательной работы с данным классом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
5. Составьте план работы классного руководителя на одну четверть. В качестве образца оформления используйте нижеприведенные варианты таблиц планов воспитательной работы.
- Рабочая программа модуля «Практическая педагогика»
- Содержание
- 1. Цели освоения модуля
- 2. Место модуля в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Практическая педагогика»:
- 4. Структура и содержание модуля «Практическая педагогика».
- 4.1 Объем учебного модуля и виды учебной работы
- 4.2 Тематический план и содержание учебного модуля
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля.
- Раздел 1. Методология практической педагогической деятельности.
- Тема 1.1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности.
- Семинарское занятие План
- Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- Методические рекомендации преподавателю
- Методические указания к занятию
- Раздел 2. Технология решения педагогических задач, оценка выбора их решения.
- Тема 2.1. Педагогическая ситуация и профессиональная педагогическая задача в структуре деятельности учителя.
- Лабораторно-практическое занятие
- II. Практическая часть
- Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- Раздел 3. Педагогическое проектирование.
- Тема 3.1. Технология диагностической деятельности педагога.
- Лабораторно-практическое занятие Структура и ход занятия
- I. Теоретическая часть
- Методические указания к занятию
- II. Практическая часть
- 4. Ответить на вопрос: «Как впоследствии можно использовать полученную в ходе диагностики информацию в деятельности учителя-предметника, работающего в этом классе?»
- Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- Тема 3.2. Технология проектировочной деятельности педагога.
- Семинарское занятие План
- Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- Лабораторно-практическое занятие
- Методические рекомендации преподавателю
- Лабораторно-практическое занятие
- Методические рекомендации преподавателю
- I вариант
- II вариант
- III вариант
- IV вариант
- Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- Тема 3.3. Технология организаторской, контрольно-корректировочной и оценочной деятельности педагога.
- Лабораторно-практическое занятие Структура и ход занятия
- I. Теоретическая часть
- II. Практическая часть
- Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- Раздел 4.Виды педагогических технологий.
- Тема 4.1. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
- Лабораторно-практическое занятие
- Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- Тема 4.2. Коммуникативная деятельность педагога. Формы и технологии взаимодействия субъектов педагогического процесса.
- Лабораторно-практическое занятие
- Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- Самостоятельная работа по модулю «Практическая педагогика»
- 1. Разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей старшеклассников. Методические рекомендации по выполнению проектного задания
- 1. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 2. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 3. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 4. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 5. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 6. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 7. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 8. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 9. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 10. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- I вариант
- II вариант
- III вариант
- IV вариант План воспитательной работы на ___ четверть 2012/2013 учебного года
- 1. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 2. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 3. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 4. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 5. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 6. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 7. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 8. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 9. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 10. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 11. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 12. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 3. Проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком.
- 4. Разработка программы мероприятий, направленных на создание коллектива школьников.
- 1. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 2. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 3. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 4. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 5. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 6. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 7. Психолого-педагогическая характеристика класса.
- 5. Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.
- Ситуация 3.
- Ситуация 4.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля «Практическая педагогика». Основная литература:
- Список дополнительной литературы:
- 8. Материально-техническое обеспечение модуля «Практическая педагогика».
- Пример контрольной работы по модулю «Практическая педагогика»
- 10. Технологическая карта по модулю «Практическая педагогика»
- 11. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 12. Аннотация