Тема 1. Предпосылки возникновения социологии образования, её формирование и развитие
История становления социологии образования. Социально-экономические и научные предпосылки социологии образования.
Ранняя рефлексия социальной сущности и функций образования (вторая половина XIX – начало ХХ века). Трактовка образования в позитивистской и натуралистической социологии. Проблемы образования в социологическом творчестве О. Конта. Институциональный подход Г. Спенсера к проблемам образования в обществе. Идеи образования в концепции К. Маркса.
Проблемы образования в творчестве представителей психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Лебон, Ч. Кули). Идеи образования в творчестве Г. Зиммеля и М. Вебера.
Становление социологии образования. Концепция образования и воспитания в социологическом творчестве Э. Дюркгейма. Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт. Социологические идеи образования в работах К. Манхейма.
Предметное поле зарубежной социологии образования в середине ХХ в., актуализация её проблематики в последней трети столетия. Социология образования и социология знания: поиск их взаимодействия в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана.
Зарубежная и отечественная социология образования (к. ХХ - начало XXI века).
- Утверждаю
- Рабочая программа дисциплины «Социология образования»
- Цели освоения учебной дисциплины
- 2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо
- 2.1. Из курса «Общая профессиональная педагогика»:
- 2.2. Из курса «Введение в профессионально педагогическую специальность »:
- 2.3. Из курса «Общая психология»:
- 2.4. Из курса «Педагогические технологии»:
- 2.5. Из курса «Методика профессионального обучения»:
- Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
- Структура и содержание дисциплины
- Структура учебной дисциплины
- 4.2. Таблица «Самостоятельная работа»
- 4.3.Матрица компетенций формируемых в процессе усвоения дисциплины «Социология образования»
- 4.4. Содержание разделов (тем) дисциплины «Социология образования»
- Тема 1. Предпосылки возникновения социологии образования, её формирование и развитие
- Тема 2. Социологический подход к образованию: сущность и содержание
- Тема 3. Образование как социальный институт и система
- Тема 4. Актуальные проблемы допрофессионального образования
- Тема 5. Институт профессионального образования, его место в системе общественных отношений
- Тема 6. Начальное и среднее профессиональное образование как объект социологического анализа
- Тема 7. Место и роль высшего и послевузовского профессионального образования
- 5. Образовательные технологии
- 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 6.1. Вопросы и задания к практическим занятиям
- Тема 1. Образование как социальный институт
- Индивидуальные задания
- Тема 2. Образование как социальная система и сфера жизнедеятельности общества
- Задание для микрогрупп
- Тема 3. Взаимосвязь института образования с другими социальными институтами
- Задания для микрогрупп
- Тема 4. Актуальные проблемы допрофессионального образования
- Задания для микрогрупп
- Тема 5. Институты профессионального образования в системе общественных отношений
- Домашнее задание для микрогрупп
- Тема 6. Социальные предпосылки и последствия реформирования российского образования
- Домашнее задание для микрогрупп
- 6.2. Вопросы для подготовки к зачёту
- 6.3. Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Социология образования»
- «Социология образования»