logo
Соц_обр

Тема 2. Социологический подход к образованию: сущность и содержание

Полидисциплинарное изучение образования.

Педагогический подход к образованию как исторически первый в системе научного знания. Его становление и сущностные характеристики. Причины формирования в XX веке других научных подходов к исследованию образования.

Философский подход к образованию. Философия образования как самостоятельная отрасль научного знания, ее цели и задачи.

Экономический подход к образованию как анализ взаимодействия экономики и образования: влияния экономики на образование (включения образования в систему финансово-экономических отношений); воздействия образования на производство и всю социально-экономическую сферу, его экономической эффективности. Образование в условиях рынка.

Социологический подход к образованию как сочетание в его изучении общественной и личностной составляющей. Социология образования как самостоятельная сфера научного знания. Методология анализа социологии образования как отрасли социологического знания. Объект и предмет социологии образования. Дискуссия о разграничении предмета педагогики и социологии образования.

Образование как социальный феномен, его место в обществе и связь с экономической социальной, политической, культурной подсистемами. Социологические парадигмы образования. Образование в системе социальных институтов. Социальная роль образования в жизни трансформирующегося общества.