logo
Соц_обр

Тема 4. Актуальные проблемы допрофессионального образования

Допрофессиональное и профессиональное образование как две подсистемы образования, тесно связанные между собой и с другими институтами и сферами общества.

Дошкольное образование как объект социологического изучения. Понятие дошкольного образования и воспитания, его место в системе общественных отношений. Основные функции института дошкольного образования. Дошкольное образование в системе образования в целом. Взаимосвязь дошкольного образования с институтами семьи и школы. Противоречия и проблемы дошкольного образования. Модели развития дошкольного образования. Альтернативные формы дошкольного образования.

Социальные проблемы развития детей дошкольного возраста. Воспитатели как специфическая социально-профессиональная группа в составе педагогической интеллигенции. Характер и содержание их труда. Взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Стиль взаимоотношений социальных общностей в сфере дошкольного образования. Социально-педагогические проблемы коллективов детских дошкольных учреждений.

Школа как образовательный институт, ее роль в жизни общества. Противоречия и проблемы школы как образовательного института. Кризис школы и пути выхода из него. Переход к новой парадигме школы в России, пути его реализации в практической деятельности различных социальных групп. Реформирование школьного образования в России. Специфика социально-педагогического взаимодействия социальных общностей в школе. Типология учительства.

Дополнительное образование как социальный институт и подсистема. Понятие, структура, функции дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования, их характеристика.