logo
specifika_raboty_socialnogo_pedagoga_s_pedagogicheski_zapushchennymi_detmi

3.1. Методы и методики исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми

Исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми проводилось на базе МКОУ Козловская ООШ, которое проводилось в течение трех месяцев.

В эксперименте участвовало 3 ребенка от 11 до 13 лет. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости в трех классах,беседа с учителями, метод наблюдения за учениками, а также проведение методик для выявления педагогической запущенности.

Цель исследования: исследование педагогической запущенности детей; разработка и апробация программы коррекции педагогической запущенности детей.

Объект исследования: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.

Предмет исследования: педагогически запущенные дети как феномен деятельности социального педагога.

Гипотеза исследования: деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня

педагогической запущенности детей.

Задачи исследования:

1. рассмотреть понятие и сущность педагогической запущенности в различных источниках;

2. проанализировать подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты;

3. рассмотреть деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми;

4. изучить технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми;

5. разработать и внедрить программу для социальных педагогов по организации работы с педагогически запущенными детьми;

6. провести мониторинг опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

- наблюдение;

- анализ;

- беседа;

- объяснение;

- разъяснение;

- анкетирование;

- интервью.

Были использованы следующие методики.

Социальный паспорт личности ребенка(социальный паспорт индивидуальной адаптации ребенка к новой социальной среде разработан с учетом методик и опыта, накопленного практическими психологами, педагогами, специалистами по социальной работе, а также на основе опыта проведения предметно-мотивационной диагностики по изучению причин и условий социальной адаптации) (Приложение 5), направленный на выявление причин и условий социальной адаптации, детско-родительских отношений, бытовых условий и т.д.

Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчарова Р.В.) (Приложение 6), направленная на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени - 25-50%, при высокой - 50% и более.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)(Приложение 7), проводимая путем опроса испытуемого по 98 утверждениям.

Фрейбурская анкета агрессивности (Приложение 8), направленная на выявление степени агрессивности в процентном отношении полученного числа положительных ответов к количеству утверждений. После определения, при помощи диагностики, наличие и вида агрессивного проявления следует выбрать формы профилактики.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4