logo
Театральные технологии как средство социально-культурной адаптации детей

2.2 Социально-культурный проект ".............." по социально-культурной адаптации детей с ОВЗ

Актуальность проекта.

В настоящее время России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. В мире давно принято удалять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. Практическая потребность обсуждения проблемы и поиска путей эффективной организации процесса интеграции и инклюзии обуславливает актуальность проекта.

Аудитория проекта:

Возраст: 14-20 лет

Уровень интеллектуального развития:

1.Дети с нормальным уровнем интеллектуального развития

2. Умственно-отсталые дети

Дети со стойким, необратимым недоразвитием уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанным с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, с трудностью их перестройки.

Цели и задачи проекта.

Цель театральной студии: помочь ребёнку с ограниченными возможностями осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться, социлизироваться и утвердиться в общественной жизни с помощью инклюзивного образования в сфере дополнительных услуг

Задачи:

1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

2. Создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;

3. Объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;

4. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности;

5. Создание атмосферы доверия, взаимного уважения и творческого самораскрытия;

6. Организация поэтапного включения в театральную труппу детей с особенностями в развитии .

7. Организация совместной творческой деятельности детей;

8. Создание творческого сообщества, способного принимать новых участников.

Реализация задач проекта будет вестись посредством следующих форм:

· Форма и режим занятий.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (по 45 минут) с 10-минутным перерывом между ними: одно занятие - Театральная игра и одно занятие - Сценическое движение и одно занятие - «Работа над спектаклем. Форма занятий - групповая. Оптимальный состав группы 12 человек, возможны занятия в группах 10-15 человек.

· Формы и методы обучения.

В процессе обучения используются традиционные формы: тренинги, игры, а также активные творческие формы - ролевые игры, инсценировки.

Миссия проекта.

Мы предлагаем коллективно творческое дело здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. А когда ребенок видит что отношение к нему нормальное, что он не изгой, это очень ему помогает для его дальнейшего обучения и развития. И также это очень важно и для здоровых детей они видят, что есть другие дети, что общество разнообразно. Большинство современных учебных программ дополнительного образования детей в области сценической деятельности не предусматривают обязательного изучения и освоения основ актерской импровизации. Опыт применения импровизации как методического приема в педагогической литературе по существу не систематизирован.

Проект проводится на базе Дома творчества детей и молодёжи «Хорошёво» (Москва).

Содержание деятельности.

1-й раздел:

Театральная игра - направлен на развитие сценических умений и навыков в области коллективного взаимодействия с партнерами по сцене, а так же на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных предлагаемых обстоятельствах и жизненных ситуациях. На этом содержании учат контакту с другим человеком - фундаментальное умение для повседневной жизни.

2-й раздел:

Сценическое движение - направлен на развитие пластики тела, освобождения от зажимов, развитие эмоциональной природы, умения существовать в конфликтной ситуации и добиваться при этом поставленной задачи. В итоге становится намного легче общаться с самыми разными людьми, не задевая никого своим мнением и не обижаясь на чужую точку зрения.

3-й раздел:

«Работа над спектаклем» - направлен на создание целостного творческого продукта (спектакля) средствами сценической импровизации. Импровизация в театральном мире - это свободное взаимодействие с партнером без навязываемого текста. Впервые этот метод начал использовать Станиславский. Он был противником традиционного обучения, когда актеров заставляли механически запоминать интонации и позы, навязывали четкий стереотип поведения на сцене. Импровизируя, человек учится искренне реагировать на события, чувствовать настроение собеседника, органично подстраиваться под любую ситуацию.

Содержание программы.

· Театральная игра.

1. Упражнения и игры для чувства принадлежности к группе.

2.Упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков.

3. Игры и упражнения на развитие креативности и творческих способностей.

4.Упражнения и игры на сплочение коллектива - групповая сплоченность.

5.Игры и упражнения для развития умения решать проблемы.

· Сценическое движение.

1. Театральная пластика.

2. Ролевые игры.

Работа над спектаклем.

Разработка сценария

Первым этапом является теоретическая разработка драматургии импровизационного действия, включающая в себя следующие пункты:

1. Картина моделируемого мира.

а) место действия;

б) время действия;

в) действующие лица и занимаемое ими положение;

г) важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени;

д) ситуация, сложившаяся на начало репетиции.

2. Индивидуальные вводные.

а) игровое имя;

б) возраст;

в) официальные биографические данные;

г) нынешнее положение в обществе;

д) отношение к окружающим;

е) предметы и личные тайны;

ж) игровая информация;

з) цели.

Факторы Алгоритма Интрига.

1. Фактор подготовки участников.

Для интриги очень важно чтобы ребенок осознал свою цель. Осознание цели игрока происходит в результате личной работы педагога с ребенком. Очень важно, что бы потенциал ребенка соответствовал поставленной цели. Кроме того поставленная цель не должна вызывать у ребенка явного неприятия.

2. Фактор поддержания цели.

Цель должна светить участнику всю репетицию, так как она является пружиной толкающей человека к действию. В процессе репетиции под влиянием окружающих событий игрок может на время забыть свою цель, а потом в быстро меняющемся игровом мире очень сложно будет найти концы по которым можно будет узнать необходимую информацию. Задача педагога напоминать игроку о поставленной задаче.

3. Фактор соблюдения приличий.

Под понятием “приличий” подразумеваются факторы, которые не дают игроку достичь своей цели одним махом. Вообще про алгоритмы можно сказать, что они строят динамику, создавая различные трудности и заставляя игрока преодолевать их педагог обеспечивает, что бы трудности были разнообразны как и пути их преодоления.

Планируемые результаты и критерии оценки эффективности.

Наличие системы сотрудничества ДОУ и семьи способствующей улучшению процессов воспитания и образования детей с ограниченными возможностями, посещающих ДОУ.

Освоение детьми базовых коммуникативных навыков, являющихся необходимыми для интеграции в обществе.

Развитие компетентности педагогов, специалистов.

Преодоление психологических барьеров в общении детей-инвалидов с физически здоровыми детьми.

Таблица 1 Смета расходов и источники финансирования.

Наименование показателей

Всего на 2013 год (в целых руб.)

Источник финансирования

Заработная плата

12000000

Мин-во образования и молодежной политики

Прочие выплаты

60000

Мин-во образования и молодежной политики

Услуги связи

5000

Мин-во образования и молодежной политики

Транспортные расходы

25000

Спонсорские организации

Арендная плата за пользование имуществом

4000

Мин-во образования и молодежной политики

Пошив и покупка костюмов

100000

Спонсорские организации

Прочие расходы

50000

Спонсорские организации

Организационно-техническое сопровождение проекта

25000

Мин-во образования и молодежной политики

ВСЕГО (100%)

1469000

Таблица 1 SWOT-анализ проекта.

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала школы

Оценка перспектив развития школы в соответствии с изменениями внешнего окружения

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные возможности

Риски

1.Высокопрофессиональный педагогический коллектив.

2. Опыт инновационной деятельности.

3. Соответствие социального заказа сформулированной стратегии развития образования.

4. Современные технологии обучения

5. Комфортность условий пребывания.

8. Физическая и психологическая безопасность. 9. Активная позиция детей в социокультурном и образовательном пространстве

1.Темпы обновления материально - технической базы недостаточны для реализации поставленных целей развития.

2. Недостаточное бюджетное финансирование

1. Развитие творческой среды

3. Совершенствование инклюзивного образования.

4. Организация психологической поддержки и развитие мотивационного среды воспитательного процесса.

5. Создание условий личностного развития всех участников проекта 6. Усиление сетевого взаимодействия со школами и реабилитационными центрами района.

1.Недостаточное оснащение материально-технической базы приведет к невозможности выполнения поставленных задач.

2. Повышение требований к подготовке и значительные временные затраты повлечет снижение мотивации педагогов.

3. Изменение политики муниципальных органов по отношению к образовательным учреждениям.

Рис.8 Система партнерских отношений

В процессе работы над проектом можно убедиться в том, что искусство как дидактическое средство создаёт наиболее благоприятные условия для формирования эстетического и этического иммунитета как показателя духовно- нравственной культуры личности.