Театральные технологии как средство социально-культурной адаптации детей
Заключение
Суммируя теорию и практику социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, мы выделили следующие педагогические условия, способствующие формированию характера данного процесса: создание интеграционного образовательно-развивающего пространства, конструктивным стержнем которого является искусство, а основной целью - формирование полноценной среды обучения и общения, социализации и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное использование театральных технологий; преодоление трудностей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через учёт их особенностей, интересов и потребностей, свободу выбора и вариативность содержания, форм и методов творческого самовыражения в театральном искусстве, позволяющих справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности и содействующих повышению уровня самооценки личности, воспитанию чувства собственного достоинства, стремления к самоопределению, формированию способности к выбору жизненной позиции.
Настоящее исследование, являясь опытом изучения социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами театральных технологий, не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов темы исследования. В нем обобщен и проанализирован материал, на основании которого можно будет вести дальнейшие исследования. Перспективы дальнейших исследований педагогического обеспечения процесса социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями могут быть связаны с интеграцией дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, повышением квалификации педагогических кадров в рассматриваемой сфере; использованием театральных технологий как эффективного адаптера социокультурной адаптации детей в образовательных учреждениях.
Список использованных результатов
1. Андрющенко А.И. Театральная студия //Начальная школа, 2009.- №12.- с.72-74.
2. Битянова М.Н. Организация психологической работы в школе/М. Н Битянова. - М. :2006
3. Бережная М.С. Психолого - педагогические исследования И.С. Бережная.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С. Выготский: в 6 т. Т 4. М.: Педагогика, 1998
5. Дети и культура. - М.: КомКнига, 2007. - С.62-67.
6. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей // Начальная школа, 2009.- №12.- с.68-70.
7. Заречнова С.В. Организация культурной и творческой деятельности слепоглухих детей с целью социализации в обществе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2011.- «2.- с.21-27.
8. Куроленко Е.М. Музыкальная педагогика для детей с ограниченными возможностями/ Е.М. Куроленко // Педагогика, 2004, N 10. С. 31-35.
9. Красный Ю.Е. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. М., 2006, 204 с.
10. Леонтьев А.Н, Философия психологии: из научного наследия / А.Н. Леонтьев. - М. : Изд - во Моск. ун - та, 2007
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. - М. 6 Гардарики, 2005 - 269 с
12. Малакуцкая С.М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования / С.М. Малакуцкая: дис.. канд. пед. наук:13.00.05 :Москва, 2004. -175с.
13. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
14. Наумова Н.Е. Роль педагога в приобщении детей - сирот к духовно - нравственным и социокультурным ценностям / Н.Е. Наумова.
15. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002. 480 с.
16. Петровский А.В Вопросы истории и теории психологии:избр. труды / А.В Петровский. - М.: 2008. - 272с
17. Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. Коллективная монография/Бережная М.С., Семенов В.В., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Лиханова Е.Н., Гребенкин А.В.и др. М., Компания Спутник+, 2006 - 346 с.
18. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - С. 28.
19. Творческая самореализация личности как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. Коллективная монография/ Бережная М.С., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Лиханова Е.Н., Гребенкин А.В. и др. М.: ИХО РАО, Высшая школа консалтинга, 2007 - 363 с.
20. Хрыпина Л.П. Реабилитация инвалидов. - М.: Экзамен, 2006. - С. 125 - 129.
21. Усова Л.В. Социокультурные технологии адаптации детей-инвалидов // Современные исследования социальных проблем. 2010. -- № 1. - С. 122.
22. Фузейникова И.Н. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества. Сб. науч. статей / Ред.-сост. О.И. Радомская /Под общей ред. Л.Г. Савенковой. М.: ИХО РАО, Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2009.
Приложение
1. Упражнение «Волшебное Я»
Педагог спрашивает детей о том, в кого бы они хотели превратиться, если бы у них был выбор (из животных, птиц, цветов, деревьев, предметов, уроков и т. д.)
Педагог говорит: «Сегодня я вам предлагаю путешествие в волшебный лес. Сейчас вы закроете глаза, откроете, и мы все перенесемся в него. Каково вам в лесу? Теперь, для того чтобы обрести сторонников и друзей, мы должны познакомиться со всеми обитателями. Так, для того чтобы познакомиться с птицами, мы должны сами превратиться в птиц». (Дети изображают птиц). Так по очереди дети превращаются в разных обитателей леса, включая грибы и растения.
Потом детям предлагается нарисовать себя в виде любого растения. Дети рисуют под музыку. После этого рисунки обсуждаются.
Упражнение для эмоциональной разгрузки «Танец руками».
Каждый выходит в центр и только движениями рук показывает свое настроение, свой образ на сегодняшний день. После этого - узнать у детей, как каждый понял значение «танца руками», исполненного его сверстниками.
2. Упражнение «Я себе нравлюсь..».
Ребенку предлагается закончить предложения в форме пантомимы:
« Я нравлюсь себе, когда я..»
«Я чувствую себя здоровым, когда...»
«Я люблю..»
Данное занятие проводится в мини-группе. Другие дети отгадывают, что означала изображенная пантомима.
3. Упражнение «Презентация».
Каждый ребенок лепит из пластилина образ себя (в любом виде). Потом все работы кладутся на общий стол. Затем, через некоторое время (5-10 минут, пока они заняты другим упражнением), по 2-3 человека берут скульптуру и, выходя, придумывает про нее рассказ, затем разыгрывают его. После инсценировки те дети, которым принадлежат эти фигурки, делятся впечатлениями. Важно акцентировать внимание на следующем:
-Насколько точно были сыграны их роли?
-Что понравилось?
-Какие герои запомнились?
-Почему так получилось?
4. Упражнение «Моя сказка». Ребятам предлагается самим написать сказку. Для этого педагог предлагает придумать 10 любых слов и записать их на бумаге. Используя эти слова, нужно написать сказку. Выберите, что или кто из них будет главным героем, а кто - его врагом, его другом, что из этого будет волшебным.
5. Рисунок «Кем быть». Детям предлагается нарисовать рисунок «Кем я хочу стать». После рисования каждый ребенок представляет свой рисунок от имени себя в будущем. Ведущий задает вспомогательные вопросы: Как Вас зовут? Сколько Вам лет сейчас?
Расскажите, пожалуйста, о себе. Расскажите о своей профессии. Расскажите о своей семье. Где вы живете? Чем занимаетесь в свободное время? Какой у вас характер? Какие планы на будущее? Что помогло вам стать таким, какой вы сейчас? После этих вопросов дети сами могут задавать вопросы друг другу.