1.2 Театральные технологии как средство развития личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ
В современных социальных условиях проблема поиска новых методов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится все более актуальной. В воспитании ребенка важным является обеспечение своевременной помощи в решении различного рода проблем, связанных со спецификой его заболевания. Наиболее эффективным в решении проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья является применение художественно-творческих технологий [15].
Дети с ограниченными возможностями здоровья-особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей, инвалидов или имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать и особые условия. Многие из таких детей социально изолированы от сверстников в силу заболевания, и имеют возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы. Самоотношение таких школьников с ограниченными возможностями здоровья зачастую отличается негативной окраской, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искаж?н, самопринятие слабо выражено.
Эффективность помощи в должной мере зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка. Одним из наиболее продуктивных видов деятельности для таких детей является художественно-творческая.
В процессе художественного творчества учащихся с ограниченными возможностями здоровья решаются следующие основные проблемы самоотношения:
1. Проблема формирования целостного и позитивного представления самих себе. У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую формируется искаж?нное либо негативно окрашенное представление о себе. В конце младшего школьного возраста добавляется представление о собственном внешнем виде; у детей могут появляться комплексы, связанные с их отличиями от других людей. В творчестве формируется адекватное отношение к себе и своему заболеванию.
Ребенок отвечает на вопросы «кто я?», «какой я?».
Решением данной проблемы является создание условий для самопознания, самопринятия ребенка, формирования у него адекватного и позитивного образа «Я» в процессе творческой деятельности.
Формированию физического образа «Я» способствуют занятия на темы «Автопортрет», «Я в прошлом, настоящем и будущем», «Мои качества». Можно предложить ребенку нарисовать, слепить, протанцевать, проиграть различные образы самого себя (приложение ).
2. Проблема развития эмоционально-ценностного отношения к себе.
У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую нарушена область проявления эмоций, эмоционально-волевая сфера требует коррекции. Арт-терапия, то есть исцеление с помощью искусства, является важной в сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе художественного творчества происходит эмоциональное отреагирование скрытых и подавленных чувств.
Внутренний мир детей с ограниченными возможностями здоровья оригинален, нестандартен. Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственна особенная спонтанность творчества.
Метафорическое пространство искусства позволяет бережно и мягко скорректировать особенности психоэмоциональной сферы у учащегося с ОВЗ, отвлекает от сосредоточенности на заболевании и позволяет скорректировать неблагополучные условия среды. Таким образом, решением проблемы является реализация арт-терапевтического потенциала искусства в творчестве ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Упражнения, направленные на развитие самоотношения, адекватной самооценки призваны обеспечить для ребенка эмоциональную разгрузку с последующим формированием позитивного отношения к самому себе.
Е.С. Куроленко полагает, что музыкальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его творческих способностей, созидательного отношения к себе в процессе музыкального воспитания может быть источником укрепления его физического, душевного и социального здоровья. Важно музыкальное развитие незрячих детей. Незрячий ребенок начинает активно познавать мир, себя в нем, взаимодействовать с ним более комфортно, уверенно чувствовать себя в любой, даже незнакомой обстановке.
Слепой ребенок посредством звуков способен достигать практически полного представления как об окружающей действительности, так и самом себе [8] (приложение).
3. Проблема развития социального «Я».
У детей, у которых затруднено выражение собственных мыслей в силу психических или физических факторов, важным является невербальное, творческое выражение своих чувств, мыслей, отношения к действительности. В процессе групповой творческой деятельности происходит раскрытие собственного потенциала ребенком через восприятие других, самовыражение, преодоление чувства одиночества. Чувство отверженности, непонимания и отторжения общества -это проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью художественного творчества ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится устанавливать позитивные отношения с другими, основанные на эмпатии, толерантности, доброжелательном сотрудничестве.
Поэтому решением проблемы коммуникативного аспекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья является включение его в групповую творческую работу с остальными детьми (приложение ).
Важным методом развития социального «Я» является детский театр, психодрама с детьми.
И.И. Мамайчук полагает, что сюжетно-ролевые игры содействуют развитию самооценки ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позитивных отношений со сверстниками и взрослыми [13]. Для детей с серьезными проблемами в здоровье и низким социальным опытом рекомендуется проигрывание известных сказок. Педагог с ребенком обговаривает суть сказки по определенным вопросам, которые помогают ребенку восстановить образы героев сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка активизирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять испытания, в которые попадают персонажи. Создается образ героя сказки. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений.
Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажей собственными отрицательными эмоциями и чертами характера.
Театральные технологии способствуют развитию отношения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к себе с помощью расширения ролевого репертуара, внутреннего опыта проживания жизненных ситуаций в процессе формирования эмпатии, что происходит с помощью следующих механизмов:
идентификация (с героем, с художественным образом, с участниками творческого процесса, а через процесс творчества -с миром);
обособление (осознание своих отличий от других на основе неповторимости своего творчества, выбора художественных средств, разотождествление с героем на определенном этапе творчества)
самовосприятие (восприятие своего «Я» посредством выбора героев, способов театральной игры)
рефлексивные механизмы (осмысление своего творчества): так, Т. Г. Пеня полагает, что театральное творчество приводит к развитию у ребенка «внутреннего критика»;
· децентрация (выход за пределы «Я» путем отстранения от своего героя, самого себя, творчества).
4. Проблема самоактуализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо большее пространство для самореализации, самоактуализации. В пространстве школы такие учащиеся не всегда могут полностью реализовать свой внутренний потенциал в силу своего заболевания, частых пропусков, невозможности сосредоточиться на уроках. Занятия художественным творчеством особенно важны для детей-инвалидов, которые из-за физических или психоэмоциональных особенностей, связанных с заболеванием, часто социально дезадаптированы, у них не сформированы навыки жизни в мире, обществе, преобладает «социальный инфантилизм». В процессе совместного творчества, организованном на занятии, дети учатся быть активными, креативными, самостоятельными и ответственными. В процессе создания художественных продуктов перед детьми расширяется пространство профессионального и жизненного пути. Решением данной проблемы является обеспечение педагогами свободы творчества детей с ограниченными возможностями здоровья (приложение).
Важным является и создание определенного творческого продукта, так как детям с особыми потребностями особенно необходимо подтверждение их «нужности», пользы, значимости в виде наглядного результата. Так, например, Ю. Красный предлагает использование глины: детей с детским церебральным параличом можно приобщать к созданию глиняных фигурок неопределенной формы: глиняные «прижималки» создавать легче и приятнее, нежели пластиковые. Хорошо подготовленная глина «послушнее», ее поверхность сохраняет малейшие следы детских пальцев, серый (до обжига) цвет подчеркивает каждую выпуклость и каждую вмятину [9].
И.И. Мамайчук полагает, что существует два вектора развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья [13]:
1 - возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности, активизация этих процессов в качестве ранее не востребованных резервов. Так, для развития социально «Я», коммуникативных навыков и эмоционально-волевой устойчивости используются различные подвижные игры и расслабляющие техники, направленные на снижение эмоционального напряжения
2 - ориентация на уровень ближайшего развития ребенка. Это предполагает стимуляцию взросления личности у детей с ограниченными возможностями здоровья и включает в себя формирование их самооценки, самоуважения, адекватного отношения к своему дефекту.
В ходе реализации второго направления важным является не только обеспечение позитивного отношения к себе как к индивиду, но и формирование отношения ребенка к себе как к культурной и творческой личности. Поэтому в ходе занятий необходимо формировать основы культуры личности.
Таким образом, эффективным решением данных проблем является развитие позитивного самовосприятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, творческая реабилитация, развитие ребенка как творческой личности. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо большее пространство для самореализации, самоактуализации. Поэтому внедрение в работу педагогов художественно-творческих технологий является важным фактором гармоничного развития личности и позитивного самоотношения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы социально-культурной адаптации детей
- 1.1 Социокультурные технологии адаптации детей в условиях столичного мегаполиса
- 1.2 Театральные технологии как средство развития личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования театральных технологий в социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями
- 2.1 Исследование развития социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями
- 2.2 Социально-культурный проект ".............." по социально-культурной адаптации детей с ОВЗ
- 2.3 Анализ полученных результатов
- Заключение
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Тема 6.6. Социально-защитные технологии
- 1.2.Особенности социально-культурной деятельности в театрально- зрелищных учреждениях
- 15. Примерная тематика выпускных квалификационных работ Специализация Педагогика социально-культурной сферы
- Образование как целостная социально-культурная технология
- Раздел V. Социально-культурные технологии
- Семинар № 7. Рекреативные технологии социально-культурной деятельности
- В. 84: Дополнительное образование как фактор социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов.