Театральные технологии как средство социально-культурной адаптации детей
Введение
Актуальность исследования. Детство - уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.
А для детей с ограниченными возможностями этот этап более сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Да и у нормальных детей сегодняшний образ жизни способствует возникновению и обострению психических болезней.
Ребёнок, в сущности, не проживает детство, в наш век он рано взрослеет, порой даже ожесточается, что осложняет и обедняет его дальнейшее развитие. Дети душевно одиноки.
По официальным статистическим данным, 85 процентов учащихся общеобразовательных школ нуждаются в помощи психологического или коррекционно-педагогического характера. Одними из острых социальных проблем современной России являются ухудшение состояния здоровья детей и рост детской инвалидности. По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации, 1,7 млн. детей, проживающих в России, имеют ограниченные возможности здоровья.
Существует и не поддающаяся точному учёту многочисленная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности их ограничены вследствие хронических заболеваний. Эта категория детей нуждается в особой заботе, общество обязано предоставить им условия для полноценной социальной адаптации, включающей возможности разностороннего развития, обучения, получения образования и профессии.
На 1-м Международном конгрессе по проблемам комплексной реабилитации детей, состоявшемся в конце 2013г. в Москве, научные работники, видные зарубежные учёные, специалисты разных ведомств подчёркивали важность взаимодействия учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты. Неоднократно цитировалось высказывание выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского: «Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».
Для осуществления коррекционной работы с такими школьниками особенно эффективны мероприятия вне стен учебного заведения.
Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями решается отечественными учеными Е.Д. Агеевым, С.Н. Ваньшиным, Г.П. Диянской, A.M. Кондратовым, А.Е. Шапошниковым, Ф.И. Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях.
Проблема исследования: отсутствие условий для социализации детей с ограниченными возможностями в условиях СКД.
Целью работы стало создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями в условиях СКД.
Объект исследования: социализация детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: театральные технологии как средство социализации детей с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования. Процесс социализации детей с ограниченными возможностями будет происходить более эффективно, при условии создания благоприятных условий для развития, самореализации и общения детей, а так же при использовании театральных технологий.
Цель, объект и предмет исследования, определили постановку и решение следующих задач:
- описать социокультурные технологии адаптации детей;
- охарактеризовать возможности использования театральных технологий как средства развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений;
- провести исследование развития социально - культурной адаптации детей с ограниченными возможностями;
- разработать соц.культ.проект"......." с целью..............
- проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования в областях педагогики, психологии, искусствоведения (театральная педагогика).
Опытно-экспериментальные методы: методы организации групповой работы.
Эмпирические методы: наблюдение, диагностика межличностных отношений в группе сверстников.
Экспериментальная база исследования:
Теоретическая значимость исследования. Рассмотрен социокультурный потенциал театрального искусства в целях систематизации подходов современного гуманитарного знания к вопросам личностного развития и социокультутной адаптации детей в современном обществе средствами театра.
Практическая значимость исследования. Определена сфера возможностей использования театрально-педагогических технологий в работе педагогов с детьми в условиях образования. Подобранные и адаптированные автором психодраматические и арттерапевтические техники могут быть использованы педагогами и родителями.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, раскрывающих основные задачи работы, заключения, выводов, списка изученной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, объект и предмет, формулируются цель, основные задачи и гипотеза исследования, даётся описание методов исследования.
В основной части представлен анализ научной литературы по проблеме, рассматриваемой в курсовой работе, дано описание методик и результатов констатирующего эксперимента, на основании которых формулируются основные положения коррекционной работы, раскрываются ее этапы, основные направления и содержание.
В заключении формулируются основные выводы исследования.
Библиография представляет собой перечень научных источников, на материалы которых мы опирались в курсовой работе.
адаптация театральный коррекция творческий