1.3 Классификация стилей педагогической деятельности
Важной задачей в исследовании стиля педагогической деятельности является его классификация. Классификация стилей необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, отношений, уровней организации и т.д. Основной задачей классификации является выявление системных признаков, существующих во множестве индивидуальных стилей педагогической деятельности.
Всякая классификация преследует определенную цель и выбор основания классификации. Целью нашей классификации является выделение типичных особенностей взаимодействия преподавателя в процессе его педагогической деятельности. Проведенные исследования и психологический анализ функциональной организации педагогической деятельности раскрывают ее комплексный характер: эффективность преподавания напрямую зависит от уровня самореализации педагога в двух аспектах его деятельности - социально-психологическом (взаимодействие, общение с участниками образовательного процесса) и профессиональном (индивидуальные особенности учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской деятельности).
Такой двухкомпонентный характер педагогической деятельности определяет систему особенностей стиля педагогической деятельности, которая проявляется в организации собственной деятельности и в особенностях взаимодействия с обучаемыми [11, с.138].
Таким образом, классификация стиля педагогической деятельности преподавателя представляет собой двухуровневую многомерную структуру, включающую [11, с.139]:
1. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя;
2.Тип педагогической ориентации преподавателя во взаимодействии с обучаемыми.
Под индивидуальным стилем деятельности понимается совокупность устойчивых отличительных черт деятельности преподавателя, определяющих в большей степени динамические, инструментальные особенности его деятельности. Индивидуальные особенности исполнения педагогических функций зависят от характера отношений преподавателя к ситуациям и задачам, а также к внешним, заданным требованиям к педагогической деятельности преподавателя.
Гармоничное сочетание между объективными требованиями организационно-социальной образовательной среды и индивидуальными свойствами личности преподавателя, обусловливающими предпочтительный выбор конкретного стиля деятельности, позволяет выделить конкретные типы стиля, обеспечивающие эффективность работы преподавателя и минимизирующие психологические издержки.
Индивидуальный стиль деятельности преподавателя включает следующие типы [5, с.108]:
1. Рутинный стиль деятельности (РСПД);
2. Императивный стиль деятельности (ИмСПД);
3. Адаптивный стиль деятельности (АСПД);
4. Инновационный стиль деятельности (ИнСПД).
Основанием их разделения служит характер соответствия или адаптивности личности преподавателя, во-первых, к объективным (как социальным, так и организационным) условиям деятельности; во-вторых, к требованиям педагогической деятельности личности преподавателя.
Индивидуальный стиль деятельности преподавателя представляет собой совокупность компонентов адаптивности, императивности, рутинности, инновационности, их своеобразное сочетание, при этом один из них, наиболее выраженный и преобладающий, определяет основополагающие характеристики стиля.
Преподаватель, придерживающийся рутинного стиля, рассматривает свою деятельность как долг и ответственность перед образовательным учреждением, вышестоящим руководством. В его действиях наблюдается инертность и зависимость от условий ситуации. При выборе способа действий оценивает в большей степени последствия результата. Он ориентирован на исполнительность и вполне удовлетворен существующим положением дел. Такой преподаватель склонен принимать рутинные, инертные решения сиюминутного характера. Для такого преподавателя важно избежать неудачи, чем добиваться полноценного результата, работает по принципу «лишь бы с плеч долой», ожидает «подталкиваний» со стороны.
Его отличают приверженность к репродуктивным технологиям, традиционным лекциям и семинарам, он не проявляет изобретательности в подборе и варьировании методов обучения. Проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.
Для адаптивного стиля характерна высокая ориентация преподавателя на достижение успеха, признания. Он быстро схватывает суть проблемы, концентрируясь на главном и отбрасывая детали. Для него характерна смысловая переработка информации. Такой преподаватель легко и быстро приспосабливается к изменению ситуации, изменяет план действий в зависимости от обстоятельств и необходимости достижения быстрого успеха, он ориентирован на особенности развития ситуации на занятии. Такой стиль предполагает наличие в деятельности преподавателя тенденций проявления импровизации, разнообразия действий и приемов, непринужденности, экспромта. Его отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных подходов и методов обучения.
Такие преподаватели следуют принципу Тимирязева К.А., который высказал мысль о том, что «…преподаватель должен относится к предмету как художник, а не как фотограф; он не может, не должен спускаться до роли простого передаточного, акустического снаряда, передающего устно почерпнутое из книг» [16, с.404]. При этом преподаватель с адаптивным стилем может проявлять импульсивность, пойти на неоправданный риск, быть чрезмерно требовательным, нетерпимым к чужим ошибкам и некритично относится к своим. Он может придерживаться принципа, что «хорошо выглядеть» важнее, чем хорошо работать.
Императивный стиль основан на безусловном соблюдении алгоритма и порядка действий, рациональности, пунктуальности, последовательности и предсказуемости научно-педагогической деятельности. Преподаватель с таким стилем ставит реалистичные, конкретные цели, четко и подробно формулирует задания обучаемым, практически исключая возможность неправильного их понимания. Он ориентирован на детальное восприятие информации, ее логичность, доказательность, доверяет проверенным фактам, официальным источникам и документам. Для него характерна рациональная переработка информации, тщательная, детальная подготовка к занятиям, расчет времени рассмотрения проблем на занятии. Решения осторожного типа, стандартные, уравновешенные. Способы действий такого преподавателя представляют актуализацию уже апробированных и хорошо зарекомендовавших себя методов обучения и воспитания. Для преподавателя с императивным стилем характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для него важно качество работы и профессионализм.
Слабыми сторонами императивного стиля могут быть:
- сверхосторожность и затягивание принятия важных решений;
- консерватизм и сопротивление инновациям;
- стремление вникать во все мелочи;
- чрезмерный контроль;
- трудность адаптации к меняющимся условиям деятельности.
Преподаватель с инновационным стилем воспринимает педагогическую деятельность как искусство, как способ самореализации, собственного развития и творчества. Его цели гибкие и ориентированы на новый результат, призывают к новым стандартам. В его решениях поиск, риск, творчество, стремление преобразовать ситуацию. В своей деятельности такой преподаватель осуществляет построение новых способов действия. Он ориентирован на получение нового, уникального результата и реализации собственных идей. У него преобладают нестандартные научные и педагогические решения, которые могут быть сгенерированы по-новому. Преподаватель с инновационным стилем, как правило, предоставляет учащимся полную свободу действий в пределах их компетенции и уровня решения задач, уделяет мало внимания деталям, определяя лишь стратегию действий. Он восприимчив ко всему новому, проявляя при этом энтузиазм и активность в достижении поставленной цели. Носитель данного стиля нацелен на использование в своей деятельности современных информационных технологий, активных методов обучения, различных инноваций.
Слабыми сторонами инновационного стиля могут быть:
- неорганизованность,
- недостаточное внимание к деталям и слабость контроля,
- постоянные перемены.
Такой преподаватель может уклоняться от ответственности и не доводить начатое дело до конца.
Таким образом, стиль индивидуальной деятельности характеризуется особенностями исполнения преподавателем своих педагогических функций. При этом каждый стиль характеризуется особенностями доминирующего компонента и дополняется характеристиками других компонентов. Как правило, в «чистом» виде эти стили проявляются редко.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ
- 1.1 Понятие стиля педагогической деятельности
- 1.2 Структура стиля педагогической деятельности
- 1.3 Классификация стилей педагогической деятельности
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 2.1 Организация исследования
- 2.2Результаты исследования
- 2.3 Анализ полученных результатов
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Сущность экономического образования и воспитания, его место в системе социального воспитания подрастающего поколения
- Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения