logo
Стиль преподавания как важнейший фактор воспитания подрастающего поколения

1.2 Структура стиля педагогической деятельности

Стиль педагогической деятельности как многомерное явление имеет свою структуру. Реальная структура стиля многомерна, в ней присутствуют и проявляются в различном сочетании и соотношении различные компоненты. Наиболее весомые из них придают стилю неповторимый, индивидуальный облик [4, с.108].

Исходя из того, что «структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих определенному предмету и средствам деятельности» [1, с.87], структура стиля представляет собой переплетение, взаимопроникновение содержательного и операционального компонентов.

Содержательная подструктура стиля представляет собой комплекс характеристик, относящихся к различным уровням индивидуальности, и представляет собой иерархическую систему базовых интегральных параметров.

Она включает [17, с.163]:

- темперамент, как биологическую основу, предпосылку развития стилевых компонентов,

- экспрессивно-инструментальную и ценностно-смысловую сферы.

Необходимо отметить, что темперамент вместе со свойствами подструктуры опыта только лишь влияет на стиль, определяют же его свойства, входящие в верхний уровень иерархической структуры стиля.

Экспрессивно-инструментальная структура характеризует типичные для субъекта формы и способы внешнего проявления индивидуальных свойств, взаимодействие с внешней средой. Она включает [17, с.163]:

- черты характера;

- особенности интеллекта и способностей;

- своеобразие ролевого элемента структуры стиля педагогической деятельности, заданного определенной системой отношений, ожиданий и норм социальных групп.

Ценностно-смысловой уровень включает в себя ценностные ориентации и направленность личности, которые выступают как целостная совокупность, или система, сознательных отношений к деятельности, к группе, к самому себе. Ценностно-смысловой компонент определяет доминирующую мотивацию, отношение к предметному содержанию ситуации, к обучаемым, к себе, формирование личностного смысла.

Наряду с содержательной подструктурой, в структуру стиля входит операциональная подструктура.

Операциональная подструктура стиля включает в себя устойчивый набор предметных действий, конкретные типичные приемы и средства педагогического взаимодействия. Операциональная подструктура выступает как форма, модификация содержания стиля, определяемая внешними условиями деятельности [17, с.164].

В реальной деятельности педагога все компоненты и подструктуры стиля, при всем своем многообразии, различии и противоречивости, взаимодействуя и переходя друг в друга, образуют неразрывное единство стиля.

Содержательная и операциональная структуры стиля соответствуют таким характеристикам деятельности как предметность и субъектность. Эти две характеристики отражают бидетерминацию самого стиля - со стороны субъекта и со стороны объективных условий деятельности [11, с.137].