3.1 Основные положения системы упражнений
Развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение учащихся аудированию. Так как понимание на слух устной речи на иностранном языке умение достаточно сложное, то требуется целая система специальных упражнений.
Традиционно в системе упражнений, используемых при аудировании, выделяют две большие группы: подготовительных и речевых упражнений [Вайсбург 1965, 5]. Подготовительные упражнения выполняются перед аудированием и отрабатывают искусственно изолированные трудности, в состав речевых упражнений входят упражнения, которые выполняются после восприятия иноязычной речи на слух и в которых учащиеся сталкиваются с комплексом трудностей.
И.Л. Бим предлагает другую систему упражнений, которая сводится к выделению трёх групп упражнений [Бим 1988, 1]:
1) условно коммуникативные упражнения, которые подготавливают к восприятию длительных отрезков речи на слух;
2)собственно коммуникативные упражнения, которые осуществляются на основе связного текста. Отмечается, что результатом прослушивания должна быть вербальная или невербальная реакция учащихся;
4) упражнения, используемые специально для контроля сформированности умений аудирования.
Нужно отметить, что первая группа упражнений относится к предтекстовым, а вторая и третья группы к послетекстовым упражнениям.
Рассматривая отдельно систему послетекстовых упражнений, можно выделить следующие группы упражнений:
1) послетекстовые упражнения на распознавание текста, построенного на полностью знакомом материале, и предполагающие вербальную реакцию учащихся в ходе прослушивания или после него;
2) послетекстовые упражнения на распознавание текста, включающего незнакомые элементы, о значении которых следует догадаться по контексту, созвучию со словами родного языка;
3) послетекстовые упражнения на распознавание текста, построенного на полностью знакомом материале и предполагающие невербальную реакцию учащихся в ходе прослушивания или после него.
Таким образом, говоря о системе упражнений, используемых при обучении аудированию, нужно отметить, что в методике нет единой классификации данных упражнений, и разные методисты предлагают разные решения. Что касается системы послетекстовых упражнений, то каждая группа данной классификации включает в себя большое количество упражнений и будет рассмотрена более подробно в пунктах 4.2, 4.3, 4.4.
- Введение
- 1. Аудирование как вид речевой деятельности
- 2. Трудности аудирования и пути их преодоления
- 1)трудности, связанные с языковой формой сообщения;
- 2)трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения;
- 3)трудности, связанные с условиями предъявления сообщения;
- 4)трудности, связанные с источником информации.
- 2.4 Трудности, связанные с источником информации
- 3. Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию
- 3.1 Основные положения системы упражнений
- 3.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов
- 3.2.1 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 7 классе
- 3.2.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 8 классе
- 3.2.3 Послететекстовые упражнения, используемые при аудировании в 9 классе
- Заключение
- 7. Обучение аудированию на иностранном языке.
- 4. Принципы обучения аудированию
- 7. Система упражнений для обучения аудированию
- Тема 31. Обучение аудированию.
- 1. Система упражнений для обучения аудированию
- 1. Общая характеристика умк для 8 класса
- 22.Аудирование как цель и средство обучения. Трудности при аудировании. Упражнения.
- Содержание и структура умк
- Новый умк „Stichwort Deutsch", предназначенный для старшего этапа обучения
- 9.Средства обучения ия. Классификация средств обучения.