1. Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массовой информации, как радио и телевидение. В условиях школы в сферу применения аудирования входят слушание и понимание речи учителя, сообщений одноклассников, текстов, начитанных на плёнку.
В процессе аудирования взаимодействуют все основные анализаторы человека: слуховой, речедвигательный, зрительный. Так в процессе восприятия речи на слух слушающий проговаривает воспринимаемую информацию, при этом зрительный анализатор может значительно облегчить восприятие речи. Помимо анализаторов большую роль при аудировании играет внутренняя речь, которая на начальном этапе обучения иностранному языку имеет форму внутреннего проговаривания.
Связь между анализаторами и наличие внутренней речи рассматриваются как показатели того, что аудирование связанно с другими видами речевой деятельности. Так, аудирование и чтение являются реактивными видами речевой деятельности, направленными на восприятие и смысловую переработку информации. Аудирование, как и говорение, реализует устное непосредственное общение. Аудирование связанно с письмом. Когда происходит письменная фиксация мыслей, они проговариваются.
Необходимо отметить, что существующая взаимосвязь аудирования с другими видами речевой деятельности привела к тому, что довольно долгое время аудированием не занимались, ошибочно считая его «побочным эффектом» обучения говорению и чтению.
Основная форма протекания аудирования - внутренняя. Основой внутреннего механизма данного типа речевой деятельности являются такие психические процессы, как восприятие на слух, внимание, узнавание языковых средств, их идентификация, осмысление, антиципация, группировка, обобщение, удержание в памяти, умозаключение, то есть воссоздание чужой мысли и адекватная на неё реакция.
Как всякая человеческая деятельность, аудирование имеет многоуровневую, иерархическую структуру, которая включает в себя три этапа:
1) мотивационно-побудительный
Данный этап исходит из потребностей слушающего и должен приводиться в действие коммуникативной задачей, создающей установку на слушание. Коммуникативная задача стимулирует интерес, который может быть направлен либо на извлекаемую информацию, либо на процесс решения задачи;
2) аналитико-синтетический
На этом этапе происходит смысловая обработка воспринетого на слух;
3) исполнительный
На данном этапе информация должна быть оценена как знакомая или незнакомая, как понятная или непонятная.
Таким образом, аудирование представляет собой сложный специфический вид внутренней речевой деятельности.
- Введение
- 1. Аудирование как вид речевой деятельности
- 2. Трудности аудирования и пути их преодоления
- 1)трудности, связанные с языковой формой сообщения;
- 2)трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения;
- 3)трудности, связанные с условиями предъявления сообщения;
- 4)трудности, связанные с источником информации.
- 2.4 Трудности, связанные с источником информации
- 3. Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию
- 3.1 Основные положения системы упражнений
- 3.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов
- 3.2.1 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 7 классе
- 3.2.2 Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в 8 классе
- 3.2.3 Послететекстовые упражнения, используемые при аудировании в 9 классе
- Заключение
- 7. Обучение аудированию на иностранном языке.
- 4. Принципы обучения аудированию
- 7. Система упражнений для обучения аудированию
- Тема 31. Обучение аудированию.
- 1. Система упражнений для обучения аудированию
- 1. Общая характеристика умк для 8 класса
- 22.Аудирование как цель и средство обучения. Трудности при аудировании. Упражнения.
- Содержание и структура умк
- Новый умк „Stichwort Deutsch", предназначенный для старшего этапа обучения
- 9.Средства обучения ия. Классификация средств обучения.