2.2 Особенности формирования и развития грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков.
Миролюбова А.А., Рахманова И.В. [12] выделяют следующие этапы:
Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора наглядные средства и т.д. [12] Здесь школьники сознательно конструируют образцы с новым грамматическим явлением. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения авторы [12] считают безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы.
Элементарный этап. В него, по мнению авторов Миролюбовой А.А., Рахмановой И.В. [12], входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. Упражнения элементарного этапа ориентированы на использование аналогии, т.е. черты знакомого переносятся на новое явление, по словам Миролюбовой А.А. [12] Здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторение действия производится в облегченных условиях.
Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.
На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается или перемежается с другими средствами. В упражнениях появляется больше элементов творчества, механические упражнения отодвигаются на задний план.
Автор [12] считает, что показателем достижения результата на этом этапе можно считать самостоятельное творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими.
Этап систематизирующего обобщения рассматривается автором [12] как необходимое условие усвоения обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнения и классификации. Данный этап служит в равной мере, как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служили схемы и таблицы.
Последний этап, по мнению Миролюбовой А.А. [11], - включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.
- Введение
- Глава 1. Грамматика как аспект в обучении английскому языку
- 1.1 Понятие грамматики и её компонентов
- 1.2 Место грамматики в изучении английского языка
- 1.3 Подходы к изучению грамматики
- Глава 2. Формирование и развитие грамматических навыков в английском языке на среднем этапе обучения
- 2.1 Понятие грамматического навыка
- 2.2 Особенности формирования и развития грамматических навыков
- 2.3 Проблемы формирования и развития грамматических навыков и пути их решения
- 2.4 Основные виды и типы упражнений
- 1.2. Содержание формирования навыков письма у учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку в школе
- 1.3 Использование игр при формировании грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка
- Использование игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматического навыка у младших школьников
- 26.12.11. Формирование грамматических навыков речи.
- Технология формирования грамматических навыков
- Глава 2. Использование музыки при изучении английского языка на среднем этапе.
- Глава III. Система упражнений, направленных на формирование грамматических навыков по теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка
- Методика обучения английскому языку
- 3) Формирование грамматических навыков.