logo
Рассмотрение особенностей формирования и развития грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку

1.2 Место грамматики в изучении английского языка

Следует отметить, что грамматике в изучении английского языка отводится определенное место. Автор монографии Penny Ur [21] считает, что место грамматики в обучении иностранных языков спорно. Большинство методистов согласны, что знание языка - это знание его грамматики; но знание может быть интуитивным, и не всегда верно, что грамматические структуры должны быть выучены или что формальные правила должны быть изучены. Penny Ur предлагает четыре мнения о грамматике [21].

Автором первого мнения является Л. Ньюмарк. Он считает, что важно то, что изучение грамматики как таковой не является ни необходимым, ни достаточным для того, чтобы научиться пользоваться языком. [21]

Автор второго мнения считает, что учащиеся, желающие точной формулировки уже обобщенных правил, обычно встречают их в учебниках и грамматиках, которые они читают вне класса, нежели чем в классе.

Х.Г. Виддоусон, автор второго мнения, считает, что знание языка - это знание синтактической структуры предложения. Это предположение о том, что язык, который учитель дает в классе - это то, на чем держится вся языковая база. Тогда у ученика не будет трудностей в фактическом использовании языка. [21]

И последнее четвертое мнение Эрика Наукинса: грамматика это - использование грамматики в реальной речи с собеседником. Преподаватели видят грамматику как процесс изучения.

Penny Ur в данной статье дает свои комментарии на предложенные мнения о месте грамматики в изучении английского языка. [21]

Комментарии к первому мнению: Автор говорит, что Вы не должны изучать грамматику, чтобы изучить язык. Данное утверждение может быть правдивым: каждый изучает родной язык без изучения грамматики. Но это, возможно, и небольшое заблуждение. Важный вопрос - заключается не в том, насколько необходимо изучение и преподавание грамматики, и достаточна ли она для изучения языка, но помогает ли она в изучении языка или нет.

Комментарии ко второму мнению: Как считает Penny Ur [21], для учащегося лучше изучать грамматику индивидуально и отдельно от учебного процесса, чем как часть урока. Автор не дает причин, чтобы поддержать свое утверждение о том, что грамматику лучше изучать вне класса.

Комментарии к третьему мнению [21]: Автор заявляет о том, что обучение учащихся правильности построения грамматических высказываний не позволяет им вести беседу в реальной жизни. Ученики должны узнать, как понять значение в пределах реального контекста и как создавать более длинные единицы языка, чем отдельные предложения.

Комментарии к четвертому мнению: автор [21] подтверждает ценность грамматики для эффективного изучения языка. Методист также утверждает, что грамматика может быть интересна сама по себе: очевидно, это реакция против традиционного предписывающего обучения правила, который автор описывает как пугало.

Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: грамматика, как один из важнейших аспектов языка, необходима для его изучения и совершенствования. Более того, необходимо отметить, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам [16] овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции.