1.1 Понятие грамматики и её компонентов
Прежде всего, чтобы быть компетентным в данной теме, необходимо рассмотреть ряд понятий. Одним из основных является понятие грамматики. Согласно статье Ж.Л. Витлина "Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков" [4], ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Автор данной статьи считает, что в понятие "грамматика" включаются разные разделы науки о языке, например, такие как словообразование и фонетика, а также орфография, элементы лексикологии, фразеологии и стилистики.
Е.И. Пассов в своей книге "Основы методики обучения иностранным языкам" [14], выделяет другое определение грамматики. Методист считает, что грамматика - это строй языка и наука об этом строе.
В свою очередь, Р.К. Миньяр-Белоручев считает [10], что грамматика является структурой языка и превращает его в речь.
Penny Ur в книге "A Course in Language Teaching" [21] определяет грамматику как способ постановки слов с целью получения правильного предложения. Это, как мы можем видеть, упрощенное определение, но оно является хорошим отправным пунктом и доступным для объяснения учащимся.
В последующий период, особенно, начиная с XIX века, понятие "грамматика" наполняется новым содержанием и в языкознании и в обучении языкам. По определению лингвиста Лизенина С.М. [8] грамматика стала обозначать:
1. грамматический строй языка;
2. раздел языкознания, изучающий такой строй;
3. совокупность правил изменения слов, их соединений в сочетания, предложения (иногда тексты);
4. учебник, содержащий описание правил.
Центральными частями грамматики в этом значении традиционно являются морфология и синтаксис.
Морфология - раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов. [26]
Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. [26]
Penny Ur выделяет следующие основными единицы речи [21]:
· "морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением: например, в слове `passed две морфемы - `pass и `ed;
· слово - минимальная структурная единица языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик их взаимодействий; на письме слово обозначается набором букв, отделенных с обеих сторон пространством; например, `horseи `man;
· фраза - неделимый отрезок речи с законченной интонацией, выполняющий функцию отдельного слова; например, `a long table;
· мини-предложение - набор слов, имеющий смысловую законченность, но может и не оканчиваться точкой; например, `She was tired. , также одно предложение может иметь два или более мини-предложений - `She left because it was late. ;
· предложение - это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью, оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками, начинается с заглавной буквы и включает в себя глагол; например, `She left because it was late and she was tired. ;
· дискурс, текст - самая большая единица языка".
Также автор отмечает, что мы можем анализировать предложение согласно взаимоотношениям между его компонентами - членами предложения. [21]
Наиболее общепринятые - подлежащее, глагол и дополнение, которые могут быть образованы в базовый рисунок предложения. Например, `I saw the man. , где `I - подлежащее, `saw - глагол, а `the man - дополнение. Дополнение может быть прямым или косвенным: `I sent him a letter. , где `him - косвенное дополнение, а `a letter - прямое. Определение выглядит как дополнение, но обозначает то же значение, что и подлежащее. Определение обычно идет после таких глаголов как `be, `become, `seem. Например, в предложении `She is a good doctor, фраза `a good doctor - определение. Также существует обстоятельство - слова или фразы, дающие последующую информацию, например, `yesterday, `at home, `on his own.
Penny Ur [21] отмечает, что "разные части предложения могут быть определены разными словами или фразами, которые называются части речи":
· "имя существительное - часть речи, которая традиционно называет предметы, места, события, абстрактные понятия; в предложении может быть подлежащим, дополнением, определением действия; следует за определяющим словом или прилагательным, может иметь множественную форму;
· глагол - часть речи, обозначающая действие (`to do), состояние, чувства, отношение (`remain,regret); глаголы употребляются в разных временах, в действительном или страдательном залоге;
· имя прилагательное - часть речи, обозначающая свойства предмета, например, `serious, `black; в предложении выполняют функцию определения, чаще присоединены к существительным;
· наречие - часть речи, описывающее признак действия `quickly, `alone, прилагательного или другого наречия `extremely, `quiteили целое предложение `unfortunately, `perhaps;
· местоимение - часть речи, которая заменяет существительное `he, `him; в предложении выполняют функции подлежащего, дополнения, определения.
· вспомогательный глагол - присоединен к главному глаголу или глагольной фразе; например, `is - вспомогательный глагол во фразе `is going;
· модальный глагол - особый вид вспомогательного глагола; выражает, вероятность, способность, принуждение, готовность; например, `can, `must, `may;
· определяющее слово - часть речи, которая вводит существительное; например, `the, `a, `all, `some, `many;
· предлог - определяет время, место и абстрактные отношения; например, `in, `before, `of, `according to, `despite."
- Введение
- Глава 1. Грамматика как аспект в обучении английскому языку
- 1.1 Понятие грамматики и её компонентов
- 1.2 Место грамматики в изучении английского языка
- 1.3 Подходы к изучению грамматики
- Глава 2. Формирование и развитие грамматических навыков в английском языке на среднем этапе обучения
- 2.1 Понятие грамматического навыка
- 2.2 Особенности формирования и развития грамматических навыков
- 2.3 Проблемы формирования и развития грамматических навыков и пути их решения
- 2.4 Основные виды и типы упражнений
- 1.2. Содержание формирования навыков письма у учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку в школе
- 1.3 Использование игр при формировании грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка
- Использование игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматического навыка у младших школьников
- 26.12.11. Формирование грамматических навыков речи.
- Технология формирования грамматических навыков
- Глава 2. Использование музыки при изучении английского языка на среднем этапе.
- Глава III. Система упражнений, направленных на формирование грамматических навыков по теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка
- Методика обучения английскому языку
- 3) Формирование грамматических навыков.