logo
Рассмотрение особенностей формирования и развития грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку

2.1 Понятие грамматического навыка

Автор методического сайта [26] считает, что основной целью обучения грамматике является развитие навыков и умений грамматически правильной речи:". в обучении грамматике главная трудность - овладение способами изменять формы слов и сочетать слова в предложении, т.е. усвоение своеобразных действий (навыков)".

В содержание обучения грамматическому материалу, согласно автору [26], входит следующее:

1. Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и функций;

2. Значение правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста.

3. Развитие умений и навыков в употреблении грамматического материала в устных и письменных высказываниях, в частности развитие следующих навыков:

· выбор структуры типового предложения, адекватной замыслу говорящего и соотносящейся с ситуацией;

· оформление говорящим отобранных слов для заполнения типового предложения соответственно нормам изучаемого языка;

· выбор служебных слов и правильное сочетание их со знаменательными словами.

Грамматическим навыком методист Я.М. Колкер [6] считает способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для речевого общения. Существуют речевой и языковой грамматические навыки.

Речевой грамматический навык, по мнению методиста Я.М. Колкер [6] - это автоматизированное употребление грамматических явлений на основе грамматического чувства.

Автор [6] также подчеркивает, что языковой грамматический навык - это операционные навыки, образование отдельных грамматических форм и структур, причем по правилам и вне условий речевой коммуникации.

Ребенок, обучаясь родной речи, овладевает речевым навыком задолго до того, как он овладевает языковыми навыками, которые придут к нему только в школе в результате выполнения многочисленных грамматических упражнений. Автор пишет [6], что человек, который никогда не учился грамоте РЯ так и не приобретет языковых навыков, и его речь останется грамматически несовершенной. Для языкового грамматического навыка характерны: дискурсивность, некоммуникативность и неситуативность. Для речевого грамматического навыка характерны: дискретность (прерывность), коммуникативность и ситуативность.

Колкер понимает [6] под речевым грамматическим навыком автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Автор различает продуктивный и рецептивный грамматические навыки.

Продуктивный грамматический навык, по мнению методистов Трубициной О.И. и Комаровой Ю.А. [27] - это способность говорящего выбрать модель адекватную речевой задачи и оформить ее соответственно нормам языка. Речевой задачей является речевое намерение что-либо сообщить, убедить и т.п.

Рецептивный грамматический навык, по мнению авторов [27], - это способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы и соотносить их с определенным значением.

В своем формировании и развитии грамматический навык проходит ряд стадий:

· восприятие модели, её имитация (действие по аналогии);

· подстановка (воспроизведение на основе аналогии);

· трансформация;

· репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели);

· комбинирование (перенос с модели на модель).