2.1 Понятие грамматического навыка
Автор методического сайта [26] считает, что основной целью обучения грамматике является развитие навыков и умений грамматически правильной речи:". в обучении грамматике главная трудность - овладение способами изменять формы слов и сочетать слова в предложении, т.е. усвоение своеобразных действий (навыков)".
В содержание обучения грамматическому материалу, согласно автору [26], входит следующее:
1. Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и функций;
2. Значение правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста.
3. Развитие умений и навыков в употреблении грамматического материала в устных и письменных высказываниях, в частности развитие следующих навыков:
· выбор структуры типового предложения, адекватной замыслу говорящего и соотносящейся с ситуацией;
· оформление говорящим отобранных слов для заполнения типового предложения соответственно нормам изучаемого языка;
· выбор служебных слов и правильное сочетание их со знаменательными словами.
Грамматическим навыком методист Я.М. Колкер [6] считает способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для речевого общения. Существуют речевой и языковой грамматические навыки.
Речевой грамматический навык, по мнению методиста Я.М. Колкер [6] - это автоматизированное употребление грамматических явлений на основе грамматического чувства.
Автор [6] также подчеркивает, что языковой грамматический навык - это операционные навыки, образование отдельных грамматических форм и структур, причем по правилам и вне условий речевой коммуникации.
Ребенок, обучаясь родной речи, овладевает речевым навыком задолго до того, как он овладевает языковыми навыками, которые придут к нему только в школе в результате выполнения многочисленных грамматических упражнений. Автор пишет [6], что человек, который никогда не учился грамоте РЯ так и не приобретет языковых навыков, и его речь останется грамматически несовершенной. Для языкового грамматического навыка характерны: дискурсивность, некоммуникативность и неситуативность. Для речевого грамматического навыка характерны: дискретность (прерывность), коммуникативность и ситуативность.
Колкер понимает [6] под речевым грамматическим навыком автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Автор различает продуктивный и рецептивный грамматические навыки.
Продуктивный грамматический навык, по мнению методистов Трубициной О.И. и Комаровой Ю.А. [27] - это способность говорящего выбрать модель адекватную речевой задачи и оформить ее соответственно нормам языка. Речевой задачей является речевое намерение что-либо сообщить, убедить и т.п.
Рецептивный грамматический навык, по мнению авторов [27], - это способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы и соотносить их с определенным значением.
В своем формировании и развитии грамматический навык проходит ряд стадий:
· восприятие модели, её имитация (действие по аналогии);
· подстановка (воспроизведение на основе аналогии);
· трансформация;
· репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели);
· комбинирование (перенос с модели на модель).
- Введение
- Глава 1. Грамматика как аспект в обучении английскому языку
- 1.1 Понятие грамматики и её компонентов
- 1.2 Место грамматики в изучении английского языка
- 1.3 Подходы к изучению грамматики
- Глава 2. Формирование и развитие грамматических навыков в английском языке на среднем этапе обучения
- 2.1 Понятие грамматического навыка
- 2.2 Особенности формирования и развития грамматических навыков
- 2.3 Проблемы формирования и развития грамматических навыков и пути их решения
- 2.4 Основные виды и типы упражнений
- 1.2. Содержание формирования навыков письма у учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку в школе
- 1.3 Использование игр при формировании грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка
- Использование игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматического навыка у младших школьников
- 26.12.11. Формирование грамматических навыков речи.
- Технология формирования грамматических навыков
- Глава 2. Использование музыки при изучении английского языка на среднем этапе.
- Глава III. Система упражнений, направленных на формирование грамматических навыков по теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка
- Методика обучения английскому языку
- 3) Формирование грамматических навыков.