logo
Использование игровых приёмов в коррекционной работе при дизартрии у дошкольников

1.6 Влияние двигательной активности ребенка на речь

Движения, практическая деятельность детей имеет важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И.П. Павлов, В.Н. Аванесова, А.А. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко, Л.А. Бенгер, М.Ю. Кистяковская, А. Валлон, Р.Я. Абрамович-Лехтман).

Изучением развития двигательных функций рук занимался ряд авторов: Н.Л. Фигурин и М.М Кольцова, М.Ю.Кистяковская, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Г.Ф. А.В. Запорожец, Городецкая и другие [5,6,12,21,28,29,34].

Е.М. Мастюкова [34,35] описала возрастные особенности развития моторики рук и координации.

Как можно увидеть в наблюдениях Е.Ф. Архиповой [2,3,4], в овладении движениями рук важную роль играет подражание.

Повторение собственных движений ребенка выражается в том, что он начинает вертеть перед лицом одной, затем другой рукой, затем снова первой. Ранее заученные движения ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый с ним их проделывает. В конце первого - начале второго года он начинает внимательно наблюдать за действиями взрослого, которые он воспринимает как новые, а затем пытается сделать то же самое.

Предметные действия у ребенка развиваются в процессе общения со взрослыми и это общение требует определенных условий.

Р.Я. Абрамович-Лехтман [цит.по 3] описывает становление предметно-игровой деятельности и выделяет три этапа:

1) в 4-7 месяцев - формируются простые результативные повторные предметные действия, целенаправленные;

2) в 7- 12 месяцев - этап соотносимых действий (одновременно двумя предметами);

3) в 12- 18 месяцев - этап появления функциональных действий: ребенок определяет функции предмета и применяет такое же действие к другим предметам; развивает игру.

При достижении одного года здоровый ребенок самостоятельно садится, ползает, переворачивается, переступает у опоры, стоит, начинает ходить без поддержки.

Темпы двигательного прогресса здорового ребенка могут иметь широкий диапазон: так, одни дети самостоятельно ходить начинают в 9-12 мес., другие только к 12-15 мес. Но во всех случаях сохраняется последовательность в развитии двигательных функций.

В среднем и старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться двигательные умения и навыки, развитие физических качеств, идет полное развитие координации движений, ориентирование в пространстве, равновесие.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют координацией тела, у них качественно улучшаются пространственно-временные ориентиры. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, качественно развивается функция равновесия.

Стоит отметить, что у детей 6-7 лет еще достаточно слабо развиты мелкие мышцы кистей, несовершенна нервная регуляция, и это сильно затрудняет формирование и качественное выполнение движений. Эти функции завершат формирование к 10-13 годам.

Сложные движения ребенка - это произвольные движения, т.е. движения, имеющие цель, которые контролируются, планируются и оцениваются; движения, которые могут изменяться при изменении условий деятельности. Выполнение этих движений обеспечивается интегральной деятельностью различных структур мозга.

1.7 Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи по своей характеристике представляют крайне разнородную группу. Стоит отметить, что нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и явной выраженностью отклонений. Дизартрия и ее тяжелые формы, у детей могут наблюдаться с сохранным интеллектом, а легкие, «стертые» проявления встречаются как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.

В дошкольном и школьном возрасте дети с нарушениями речи беспокойны, колебаниям настроения, склонны к раздражительности, суетливости, часто проявляют непослушание, грубость. Двигательное беспокойство видимо усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа. Другие пугливы, плохо приспосабливаются к новой обстановке, избегают трудностей.

Для многих детей видно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

У детей с фонематическо-фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение звукопроизношения, проявляющиеся в виде пропусков, замен, искажений и смешений звуков, и нарушение фонематического восприятия.

Недоразвитие речи оставляет отпечаток и на других сторонах психического развития ребенка.

Внимание - это функция сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации и игнорирования другой. Внимание обладает различными свойствами и может быть непроизвольным и произвольным. У детей в дошкольном возрасте лучше сформированы процессы непроизвольного внимания.

Произвольное внимание же тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется при общем возрастании роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развитие речи у ребенка дошкольного возраста, тем будет выше уровень развития его восприятия и тем раньше сформируется произвольное внимание. Слово взрослого выступает как фактор, который помогаещий ребенку овладеть своим вниманием.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ