logo
Использование игровых приёмов в коррекционной работе при дизартрии у дошкольников

1.4 Специальные учреждения для детей дошкольного возраста вне ДОУ для лечения нарушения речи

В зависимости от степени тяжести нарушения речи, дети в дошкольном возрасте получают разнообразную логопедическую помощь. Нерезко выраженные, парциальные (частичные) нарушения могут преодолеваться при помощи занятий в логопедическом кабинете. Такие логопедические занятия стоит проводить параллельно школьному обучению, как дополнение, но которые никоим образом не дублируют учительскую работу в классе. Это отдельные коррекционно-развивающие упражнения и занятия.

К заданиям логопедического пункта, расположенного при общеобразовательной школе, входит коррекция нарушений в устной и письменной речи, пропаганда знаний коррекционно-логопедической тематики среди родителей и педагогов, своевременное обнаружение дисфункций речи и меры предупреждения всевозможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка.

В тех случаях, когда речевое нарушение носит более четко выраженный характер и не способно быть вылечено в условиях одного лишь школьного логопункта, а сам ребенок в силу дефекта не может учиться в школе наравне со своими сверстниками, обучение можно проводить в специальных школах для детей с тяжкими отклонениями речи. Зачастую в школах такого типа функционируют два подразделения: для детей с грубыми речевыми нарушениями (общее недоразвитие разного характера: дизартрия, алалия, афазия, ринолалия) и для детей, страдающих от тяжелой степени нарушений. В данных школах процесс обучения проходит в более длительные сроки и по специализированным программам с четкой коррекционной направленностью, и при использованием особых приемов и методов воспитательного воздействия.

При комплектации школьных классов для первого отделения, в первую очередь учитываются уровень речевого развития детей, а также характер выраженного первичного дефекта. Выпускники специализированного школьного заведения получают обычный документ, свидетельствующий о неполном среднем образовании. Учебными планами предусмотрено большое количество часов, которые отводятся на производственно-трудовое обучение. При этом труд воспринимается важным коррекционно-воспитательным средством для преодоления дефектов развития и способом формирования личности, как метод подготовки будущих выпускников к самостоятельной жизни, социально-бытовой, а в последствии и трудовой интеграции в общество.

Преодоление нарушений речи обеспечивается комплексом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных проведений занятий с учащимися. При этом индивидуальным занятиям отводится 2-3 раза за неделю.

За 10 лет обучения в отделении для заикающихся, ученики получают знания в объеме соответствующем 9 летней программе в общеобразовательной школе. Дополнительный год предусматривает углубление коррекционной работы в младших классах.

Основным заданием уроков по речевому развитию является помощь в устранении недостатков речи у детей, повышении уровня владения ими языком, обучение школьников использованию речи как средства общения и обобщения.

В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в процессе работы обнаруживается положительная динамика развития. К 1-2 классу удается частично преодолеть или сгладить недостатки, которые в ДОУ выражаются слишком ярко.