logo
Использование игровых приёмов в коррекционной работе при дизартрии у дошкольников

1.1 Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины

Нарушения речи - это обобщенный термин, обозначающий различного рода отклонения от речевых норм, установленных в конкретной языковой среде, которые значительно затрудняют либо полностью препятствуют общению посредствам речи, а также ограничивают адаптацию личности в социуме.

Нарушения речи могут возникать под воздействием различного рода факторов: при дисфункции восприятия звуков речи, вследствие отклонений периферической части слухового анализатора; при дефектах ц. н. с., а в частности: ее отделов, отвечающих за анализ и синтез поступающих сигналов, их обработку и построение собственных высказываний; также при патологических поражениях систем, поставляющих нервные импульсы к периферическим речевым органам от коры мозга; при анатомо-физиологических поражениях органов речи.

Дети, имеющие речевые дефекты - это дети, с нарушением в развитии речи, но при этом обладающие нормальным слухом и без интеллектуальных отклонений. Нарушения речи достаточно многообразны и могут проявляется в кривлянии произношения, грамматического построения, скудности словарного запаса, а помимо этого в искажении темпа или плавности разговорной речи.

В зависимости от степени тяжести речевые нарушения принято разделять на те, которые не препятствуют обучению в общеобразовательной обычной школе, и более тяжелые нарушения, которые требуют специального обучения.

Для обозначения и определения речевых нарушений, в врачебной практике также принято использовать термины - расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.

Стоит разграничивать патологические нарушения речи и возможные речевые отклонения, обусловленные возрастными особенностями становления речевого аппарата или причинами из внешней среды (различные специфики речи родителей, двуязычие или использование диалекта в семье, элементарная безграмотность).

Расстройства речи могут влиять на различные стороны речи: звуковую (произношение), фонематическую (различие смысла), лексику, грамматический уклад.

Речевые нарушения не способны исчезнуть самостоятельно, без тщательно организованной работы с коррекцией проблем. Изучением, предотвращением и лечением данных нарушений занимается логопедия как отрасль дефектологии.

Классификации нарушений речи.

В нынешнее время логопедия разделяет две классификации: психолого- и клинико-педагогическая. Между этими категориями нет противоречий. Наоборот, они дополняют друг друга и даже отражают всесторонний подход к нарушениям речи, а также выбору средств для коррекции.

Клинико-педагогическая классификация, в свою очередь, также подразделяется на 2 группы:

1. Нарушения, связанные с устной речью.

а) расстройства внешнего (фонационного) оформления речи:

афония, дисфония - полное отсутствие голоса или его нарушение,

брадилалия - расстройство при котором темп речи патологически замедлен,

тахилалия - расстройство при котором темп речи патологически ускорен,

заикание - дисфункции темпо-ритмической области речи, спровоцированные проблемами речевого аппарата - судорожным состоянием мышц,

дислалия - проблемы со звукопроизношением при хорошем слухе и

сохранной иннервации (обеспеченность ткани или органа нервными волокнами и клетками) аппарата речи,

ринолалия - сбои тембра голоса и звукопроизношения, которые обусловлены анатомо-физиологическими нарушениями речевого аппарата,

дизартрия - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления речи:

алалия - недоразвитие или отсутствие речи вследствие органического поражения отделов коры мозга (речевых зон),

афазия - полная либо частичная потеря речи, вызванная локальными поражениями головного мозга.

2. Нарушения связанные с письменной речью:

а) дислексия (алексия) - полное либо частичное нарушение функции чтения,

б) дисграфия (аграфия) - полное либо частичное нарушение функции письма.

Психолого-педагогическая классификация.

Нарушение средств общения:

а) фонетико-фонематические отклонения в развитии речи,

б) общее недоразвитие речи.

Нарушение в возможностях применения средств общения:

а) заикание,

б) проявления речевого негативизма и другие.