logo
Использование игровых приёмов в коррекционной работе при дизартрии у дошкольников

1.3 Организация и содержание коррекционной психологической помощи

Система логопедической помощи.

Взяв за основу психолого-педагогическую классификацию и цикл исследований развития детей, страдающих разными видами речевых патологий, в ИКП РАО разработали научно обоснованную теорию обучения таких детей и базовые принципы комплектования учреждений системы образования логопедического уклона; основы организации для функционирования дифференцированной сети учреждений для детей с разнообразными типами речевой патологии.

В системе образования логопедическую помощь детям дошкольного и а предложено осуществлять в следующих учереждениях: ясли-сад для детей с речевыми нарушениями, детский логопедический сад, отдельные группы для детей с речевыми дисфункциями в рамках детсадов общего типа, разные учебно-воспитательные комплексы (УВК) и школы для больных детей (1-е и 2-е отделения), наличие логопедических пунктов при общеобразовательных школах, группы при детских домах общего типа.

Система здравоохранения также должна предусматривать наличие следующих структур: логопедические кабинеты при общих детских поликлиниках, стационары и полустационары для детей с нарушениями речи в больницах и диспансерах, специализированных центрах, прочих медицинских институтах и т.п., санатории, сурдологические кабинеты, ясли. В данных учреждениях должно осуществляться всестороннее обследование и диагностирование, комплексы лечебных и профилактических мероприятий, а также интенсивные логопедические курсы исходя их специфик нарушений (афазия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).

Система социальной защиты должна иметь специальные дома ребенка с основной задачей: своевременная диагностика и коррекция речи.

Профилактика нарушения речи у детей 3-5 лет в условиях детского сада общеразвивающего вида

Общеобразовательные сады обязаны проводить профилактику нарушения речи. Их главная цель - исправление нарушения речи и подготовка к дальнейшему обучению в общеобразовательной или специализированной школе.

В детских садах общеобразовательного типа могу встречаться дети со следующими отклонениями:

1) детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

2) детей с общим недоразвитием речи (ОНР);

3) детей с заиканием.

В дети ФФН с отклонениями в произношении отдельных или нескольких звукосочетаний, звуков или их групп, т.е. детей, страдающих дислалией (в тех случаях, когда дефект выражается лишь нарушением произношения или в сочетаниис ринолалией). Такие дети так, же нуждаются в специализированном лечении вне ДОУ.

Детей с ОНР . Характерной особенностью для этих детей является недифференцированное звуковое произношение, замена схожих звуков на более простые по артикуляции. Наблюдается нестабильность замен (в словах звуки произносятся по-разному), сочетание правильного и нарушенного произношения. Дети упрощают и сокращают структуру многосложных слов, пропускают слоги. В используемом словаре зачастую преобладают существительные либо же глаголы. Такие дети испытывают особые затруднения во время использования абстрактной или обобщающей лексики, при попытках понимания и употреблении слов, имеющих переносный смысл, не способны использовать в речи синонимы, антонимы.

Становление речевых функций при ОНР в ряде случаев проходит на фоне нарушения в деятельности центральной нервной системы. Исправление их речи - процесс долгосрочный и направленный на создание речевых средств, которых будет достаточно для самостоятельного речевого развития в процессе общения либо обучения. Такие дети так, же нуждаются в специализированном лечении вне ДОУ.

Заикание принято определять как судорожное нарушение темпо-ритмической составляющей речи функционального и органического характера. При любой из форм заикания также страдает ц.н.с. Как и прочие речевые дефекты, заикание чаще втречается у мальчиков, в среднем данное соотношение составляет приблизительно 4:1.

Комплексное лечение при заикании рационально проводить в следующих направлениях: укрепление центральной нервной системы лечебными методами (медикаменты, физиотерапия, ЛФК); занятия по логопедии для выработки самостоятельной от заикания и свободной речи (стандартная длительность работы с ребенком: 10 месяцев - год). Работа воспитателя должна быть довольно тесно связана с логопедией, работой с родителями, включать логопедическую ритмику.

По завершении установленного срока, дети, которые нуждаются в продолжении исправительного обучения, проходят повторное обследование и при наличии необходимости направляются в лечебно-оздоровительные учреждения или психолого-педагогические центры.