logo
Использование игровых приёмов в коррекционной работе при дизартрии у дошкольников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Речь есть важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции связных намерений и действий. Проблема по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников актуальна и важна в науке по сей день.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст зачастую благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Проблемой нарушение ОНР занимались Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие. Многие нарушение речи обуславливаются органическими и функциональными поражениями коры и подкорки головного мозга, проводящих путей. Среди расстройств, вызываемых поражением центральной нервной системы, существнное место занимают дизартрии.

Исследования Г.В. Гуровец, С.Н. Маевской, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Л.В. Мелеховой, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольской, О.А. Токаревой посвящены легким формам дизартрии. Они рассматривают псевдобульбарную дизартрию легкой степени как сложный синдром церебрально-органического генеза, проявляющийся в виде неврологических, двигательных и речевых расстройств. Таким образом, легкая степень псевдобульбарной дизартрии представляет собой сложное нарушение, видизующееся комбинаторностью проявления расстройств моторной реализации речи, ведущим симптомом в структуре речевого дефекта которого, являются фонетические нарушение, часто сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка и высших психических функций.

Данные расстройства, с трудом поддаются процессу коррекции, который, как правило, имеет длительную и сложную динамику, значит, в отношении этих детей надо проводить такое комплексное воздействие, когда коррекция будет осуществляться по всем направлениям.

Применительно к детям нормальным речевыми развитием и к детям с ОНР принято различать словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - возможность употребления их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что грамматический строй рассматривается исследователями как система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Объект исследования - коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с нарушениями речи.

Предмет - научно-теоретические и методические основы применения игровых приёмов для развития моторики у детей с нарушениями речи.

Цель - проанализировать и обобщить возможности использования игровых приёмов в коррекционной работе при дизартрии у дошкольников.

Задачи работы.

Изучить теоретические положения, существующие в современной науке по проблеме развития двигательной сферы у детей с нарушениями речи.

Рассмотреть основные принципы, задачи и направления коррекционно-развивающей работы по развитию моторики у дошкольников с нарушениями речи.

Проанализировать возможности использования дидактических игр для развития двигательной сферы у детей с нарушениями речи.

Метод: анализ научной и методической литературы по изучаемой проблеме.