Календарь Древней Руси
Лето состоит из трех сезонов (Оусень, Зима, Весна) – это одно ЛЕТО т.е. год. Отсюда слова «летопись», «летоисчисление», «сколько вам лет?» и т.д. Одно Лето – это 9 месяцев: Рамхатъ – месяц Божественного Начала Айлетъ – месяц Новых Даров Бейлетъ – месяц Белого Сияния и Покоя Мира Гэйлетъ – месяц Вьюг и Стужи Дайлетъ – месяц Пробуждения Природы Элетъ – месяц Посева и Наречения Вэйлетъ – месяц Ветров Хейлетъ – месяц Получения Даров Природы Тайлетъ – месяц Завершения Раньше Месяцы обозначались Рунами (это не буквы, а тайные Образы). Позднее были записаны Буквицей, но тайный смысл остался. В древнерусской письменности у каждой буквицы было своё имя: Р - Реци - наставлять, сообщать А - Азъ - человек, Людина Б – Боги Г - Глаголи – говорить Д – Добро Э - Эта - указующая форма В - Веди - Веды, мудрость, знание Х - Хранъ – сохранение Т - Твердо - завершение, окончательная форма Из названий месяцев получается текст - Наставляли человека Боги говоря доброе. Эту Мудрость сохранять твёрдо. Месяцы были длиннее на 10 дней – нечётные месяцы содержали 41 день, чётные 40. Лето с 40 днями называется Простым, длится 365 дней. Каждое 16 Лето называется Священным и состоит из 369 дней – в нём все месяцы по 41 дню. Неделя состояла из девяти дней: понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Вспомните фразы из неисправленных «историками» сказок: «и на первую седьмицу он поехал в Град-столицу» (Конек-Горбунок), «вот осьмица уж прошла и неделя подошла» (Каменная чаша). День – 16 часов Час – 144 части (90 минут) Часть – 1 296 долей Доля – 72 мгновения Мгновение – 760 мигов Миг – 160 сигов (1 сек = 1888102.236 мигов). Отсюда «сигануть» - быстро переместиться, прыгнуть Сиг – 14 000 сантигов (1 сек = 302096358 сигов). Даже современным атомным Термин «сутки» появился немногим более 110 тыс. лет назад. Причем слово «сутки» есть только в славянских языках. Ни в англ., ни во франц., ни в нем., ни в других языках этого слова нет. Раньше сутки начинались с заходом Солнца. СоТКать, сТыКовать (ТК) – соединять вместе. Сутки – сотканные, состыкованные вместе день и ночь. Сейчас сутки начинаются ночью, зафиксировать их невозможно, т.к. наблюдать в этот момент на небосклоне нечего. Все месяцы начинались в один день недели. Если первый месяц года начинается в понедельник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться в понедельник, а четные в Шестицу. Т.е. Календарь был гораздо проще – сегодня календарь содержит 12 разных табличек (месяцев), а раньше всего две – одна для нечетных месяцев, другая для четных. Новый Год в России «официально» начали встречать 1 января с 1700 года по Указу Петра Великого, в котором было также разъяснено, каким образом должна происходить встреча Нового Года: «В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по деревцу или ветве на вороты или над храминою своею поставить» /Энциклопедия,13/. Время исчислялось тогда по юлианскому календарю.
Позже, после декрета от 24 января 1918 года, Россия перешла на григорианский календарь. Но поскольку Русская православная церковь продолжала и продолжает пользоваться юлианским календарем, который отстает от григорианского на 13 дней, в России праздник Рождества Христова передвинулся на 7 января. День же зимнего солнцестояния (25 декабря) совпал с днем памяти святителя Спиридона, в результате в «производственно-бытовых» святцах этот день обозначается как Спиридон – Солнцеворот (Солноворот). («После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек», - гласит пословица.
Сущность зимней календарно-обрядовой поэзии. Подблюдные песни. Колядки. . В русской К. п. сочетались магические заклинания, христианские мотивы и трудовой житейский опыт. Поэтически наиболее богаты зимний и весенний обрядовые циклы. Во время зимних праздников пелись колядки и овсени, а также Подблюдные песни. С ростом просвещения и по мере того, как человек обретал всё большую власть над силами природы, календарные обряды постепенно исчезали из народного быта. Многие произведения К. п., утратив непосредственную связь с обрядом, тем не менее сохранились в крестьянском песенном репертуаре как игровые и лирические песни.
Праздник Коляды Наиболее важным моментом обряда и поэзии зимнего цикла было колядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу. После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием рождества Христова. Коляда (с лат.) - первый день месяца. Главной частью колядования было хождение молодёжи со звездой по домам и прославление божества (в древности Коляды, а затем Христа). Колядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под новый год. Оно включало в себя пение песен (колядок), основной темой которых была тема поисков Коляды и обращение к ней, величание членов семьи, дома, причём хозяина прославляли за домовитость, сына за храбрость и ловкость, дочь - за красоту, жену хозяина за умение вести дом. Колядки завершались просьбой к хозяевам дома наградить колядовщиков за их труд и песни. Таковой наградой было угощение. У всех славян колядки включают в себя, прежде всего пожелание достатка и счастья. Весьма интересна русская колядка, в которой есть загадочная картина какого- то массового действа, оно называется колядование ( см. Приложение№1 ) У всех славян перед рождеством и прежде всего под новый год существовал обычай гадания. Они сопровождались подблюдными песнями. "Вещее" значение каждой песни подтверждалось её припевом, например: Кому вынется - тому сбудется, Скоро сбудется - не минуется. Подблюдные песни имели бытовой характер. Как и в колядках, большое место занимали символы чисто крестьянского благополучия: хлеба, зерна, полной квашни и т.д. В некоторых местах гадания начинались особой песней, которая была "славой хлебу": А эту песню мы хлебу поём, Слава! Хлебу поём, хлебу честь воздаём, Слава! В подблюдных песнях, предвещавших девушке скорое замужество, широко использовались символические образы, близкие к свадебной поэзии: "голубь с голубкой", "жемчуг с яхонтом","золотой венец". Кроме любовного счастья подблюдные песни желали девушке богатства и благополучия в будущем её мужа. А в некоторых из них девушка изображалась и как мать большой семьи: Сколько в небе звездочек, Столько в лесу опеночек, Кому песня достанется- Тому сбудется моё! Подблюдные песни предвещали не только радость, богатство и счастье, но и беды, одиночество, болезни и даже смерть
Святки: от Рождества до Крещения. Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Один из особо почитаемых на Руси праздников – Зимние Святки. Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями, сформировавшимися в различные исторические эпохи. Архаическую основу зимнего цикла праздников составляют ритуализованные формы проявления солярного культа. В день зимнего солнцестояния, когда начиналась новая солнечная фаза – увеличение светового дня, наши далекие предки совершали обряды в честь Дажьбога – Бога Солнца, животворного благодетельного существа, дающего тепло, энергию, жизнь. После утверждения христианства на этот архаичный цикл народного земледельческого календаря наложились даты календаря церковного, посвященные памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане.
В Евангелиях не указана точная дата рождения Иисуса и даже время года / Колесникова. Время празднования Рождества, Богоявления и Крещения было определено христианской церковью в процессе борьбы с языческими культами, которая осуществлялась не внешними принудительными мерами, а «изнутри»: «главным методом здесь стало использование христианами самих языческих верований, их очищение и наполнение христианским смыслом» /Колесникова. В соответствии с этой тенденцией в день зимнего солнцестояния христиане стали праздновать Рождество Иисуса Христа «как рождение подлинного солнца, вхождение в мир духовного света» В преддверии Рождества уже проявлялась зрелищно-игровая традиция народного праздника, идущая из глубины языческих времен: начинали исполнять обряды гаданий, ряжения, колядования.
Масленица: семь недель перед Пасхой. Масленичное чучело как символ праздника. Обряд сжигания антропоморфного чучела Масленицы, его древнее жертвенное значение, связанное с преклонением перед силами природы. Масленичные традиции катания с гор и на лошадях, взятие снежных городков, чествования новобрачных. Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей: встреча (понедельник), разгул или перелом в так называемый "чистый" четверг и прощание. Масленицу встречают шествием, напоминающий карнавал: толпы людей, веселых, крикливых, едут на санях. Встречающие несут противни, сковороды, ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди несут масленицу - соломенное чучело, одетое как женщина. Её водружают на ледяной горе, с которой катаются на санках. Её проводы – комическое представление, пародирующее похороны. Масленицу вывозят за село и сжигают Для каждого дня Масленичной неделе имелось свое название. Понедельник - встреча. К первому дню Масленицы устраиваются общественные горы - ледянки, каталки, качели, столы со разнообразными яствами. Вторник - заигрыш. С утра приглашались девушки и парни покататься на горах, поесть блинов. Гостей принимали у ворот или у крыльца. Молодцы высматривали невест, а девицы поглядывали на суженых. Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Четверг - широкий четверток, перелом. Начинался масленичный разгул: катались по улицам, совершали различные обряды, в некоторых местах отмечены кулачные бои. Пятница - тещины вечерки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ (иногда со всей родней). Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу. Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Дети строили снежные городки. Воскресенье - проводы, прощанье, целовник. Соломенную куклу. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. Встретить весну необходимо было с чистой совестью и телом. По окончании Масленицы все шли в баню.
22. Народная художественная культура в традиционных праздниках и обрядах. Весенние праздники: благовещение, Вербное воскресение, Пасха
Благовещение
Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников.
Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. весенние песни) - старинные обрядовые лирические песни восточнославянских народов. "закличек" весны, в широком - как наименование комплекса весенних песен, игр и хороводов.
ЕГО́РЬЕВСКИЕ ПЕ́СНИ — исполнялись в Егорьев день (23 апр. ст. ст.), считавшийся нач. весеннего тепла. В этот день совершался обязательный обряд первого выгона скота в поле (практически выгон мог происходить раньше или позже), при этом скотину ударяли вербными ветками, сохраненными от вербного воскресенья; совершалось ритуальное кормление скотины особым хлебом. Е. П. исполнялись во время обходов крест. дворов и включали просьбы исполнителей о подарках за добрые пожелания, мотивы благодарности.
ВЬЮ́НИШНЫЕ ПЕ́СНИ — исполнялись в составе обходного обряда вьюнишника, обычно в субботу или воскресенье Фоминой (послепасхальной) недели. В. П. адресовались молодым супругам (обвенчавшимся прошедшей зимой) — вьюницу и вьюнице (отсюда названия обряда и песен) и содержали восхваление дома молодых, к-рый описывался в идеализир. формах, в символич. образах
Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так иГосподским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаютсябогослужебные облачения голубого цвета.
Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средоюСветлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.
Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.
Вход Госпо́день в Иерусали́м, Неде́ля ва́ий, Ве́рбное воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.
В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр.Вербна неділя).
Праздник символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).
- 2. Специфика организационного процесса в социокультурной сфере
- 3. Законодательные основы организации и руководства нхт в Российской Федерации
- 4. Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию нхт в современных условиях
- 5) Структура федеральных органов управления культурой. Управленческие взаимоотношения федеральных и региональных органов управления
- 1.Сущность понятий «организация», «организация социокультурного процесса», «управление», «руководство».
- 8. Учреждения социально-педагогической направленности
- Учреждения дополнительного образования детей и подростков
- Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства
- Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- 13. 12 .Специалисты культурно-досуговой сферы
- 14. . Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества
- 15. . Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях
- 17. . Технология создания коллектива народного художественного творчества
- Методы выявления интересов:
- 19. Стадии и законы движения (развития) коллектива народного художественного творчества
- 1 Закон. Наличие большой общественно-значимой цели.
- 2 Закон. Правильное сочетание общественных и личных устремлений и интересов.
- 3 Закон. Наличие системы перспективных линий.
- 1. Ближняя перспектива.
- 2. Средняя перспектива.
- 3. Дальняя перспектива.
- 4 Закон. Формирование общественного мнения, выработка традиций коллектива народного художественного творчества.
- 20. . Планирование и учет работы коллектива народного художественного творчества
- Примерная структура плана коллектива народного художественного творчества
- I. Организационно-методическая работа
- II. Учебно-воспитательная, творческая работа
- 1. Понятие «народная художественная культура», его взаимосвязь с более широкими понятиями «культура», «художественная культура», «народная культура»
- 2. Ментальность и народное художественное сознание
- 3. Понятие «народное художественное творчество», фольклор
- 4. Нхк в структуре культуры общества
- 5. Ценностная система архаической культуры в современной нхк. (От Трош)))
- 12. Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
- Мужские божества
- Род и рожаницы
- Русские вышивки и мифология
- 2. Рожаницы – мать и дочь
- Рожаницы внутри и около построек.
- 15. Распространение христианства и его влияние на содержание и символику народной художественной культуры
- 16. Петровские преобразования и их влияние на изменения в народной художественной культуре. Послепетровская эпоха (XVIII-XIX вв.)
- 21. Народная художественная культура в традиционных праздниках и обрядах. Зимние праздники: Рождество, Крещение, масленица
- Календарь Древней Руси
- Народные традиции в России
- 24. Народный театр как способ выражения системы духовных ценностей. Воинствующий характер искусства скоморохов