62.Психология коллектива и психологические особенности группового мнения о личности.
Гр. представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Принадлежности к гр. — одна из ведущих в развитии личности. В каждой из гр человек занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволит им ожидать от него определенного поведения. Человек может быть одновременно членом нескольких групп, и степень его участия в группе различна. характеристика, определяющих уровень развития –Совместимость, Сработанность, Сплоченность. Важное социально-психологическое явление в жизни группы — лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других. Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда. признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности. Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Результатом такого давления может быть конформизм — осознанное внешнее согласие с мнением группы при внутреннем расхождении с ним. Конформизм как явление есть осознанное изменение собственных оценок под давлением мнения группы. Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Функции группового мнения: оценочная, информационная, воздейственная. В процессе формирования мнение проходит этапы: переживание конкретного события, высказывают свои личные суждения и отношения к нему; обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками; выработка четкой позиции по предмету, которая принимается всеми. Важнейшая проблема психологии — развитие социальной группы. Эта проблема часто решается в связи с уровнем развития коллективности. В любой группе отношения развиваются в двух аспектах — коллективизма и индивидуализма. Коллективизм предполагает приоритет общественного над индивидуальным, а индивидуализм абсолютизирует позиции отдельного индивида. Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.
- 1. Причины возникновения педагогической психологии.
- 2. Педагогика, как основа обучения.
- 3. Педагогические цели и средства.
- 4. Психология как отрасль науки.
- 5. Психические познавательные процессы.
- 6. Этапы развития отечественной педагогической психологии.
- 7. Практическое значение педагогической психологии в современных образовательных системах.
- 8. Основные зарубежные теории педагогической психологии. 9. Предмет педагогической психологии.
- 10.Взаимосвязь педагогики и психологии.
- 11 .Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии
- 12.Основные принципы и проблемы педагогики.
- 13.Основные задачи педагогической психологии
- 14.Структура педагогической психологии.
- 15.Категории используемые в педагогической психологии.
- 16.Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике.
- 17.Взаимосвязь методологии, методов и методик в психолого-педагогических исследованиях.
- 18.Классификация методов психологического исследования.
- 19.Сравнительная характеристика методов педагогической психологии.
- 20.Основные этапы психолого-педагогического исследования.
- 21.Соотношение понятий: научение, учение, обучение.
- 22.Классификация типов и видов научения.
- 23.Классификация видов деятельности человека.
- 24.Основные психологические теории научения.
- 25.Основные теории обучения.
- 26.Взаимосвязь обучения и развития
- 27.Основные проблемы обучения и психического развития.
- 28.Психическое развитие в процессе обучения.
- 29.Факторы, виды, уровни и этапы обучаемости.
- 30.Критерии развития мышления в процессе обучения.
- 31.Развитие мышления в процессе обучения
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 43. Виды, уровни и формы мотивов учения.
- 44.Роль и место эмоций в процессе обучения.
- 45.Общие подходы к формированию мотивации обучаемых.
- 46.Проблемы усвоения знаний, навыков и умений.
- 49.Параметры, виды, этапы и уровни усвоения знаний.
- 55. Цели и содержание воспитания.
- 58. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 54. Взаимосвязь обучения и воспитания.
- 60 Факторы социализации личности.
- 61.Основные модели развития отношений между личностью и коллективом.
- 62.Психология коллектива и психологические особенности группового мнения о личности.
- 63.Психологическая характеристика лидера в коллективе.
- 65.Методы, способы и приемы влияния в воспитании.
- 68 Основные противоречия в педагогической деятельности.
- 69.Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого.
- 71.Профессиональные свойства и качества педагога.
- 72.Уровни продуктивности деятельности педагога.
- 76. Профессионально важные качества педагога для общения.
- 77.Понятие о педагогическом проектировании
- 78.Педагогическая система
- 79.Принципы, формы и этапы педагогического проектирования.
- 80.Педагогические системы в современном образовательном процессе
- 81 .Сущность Болонского процесса.
- 82.Технология обучения.
- 83.Психологические основы развивающего и интенсивного обучения.
- 84.Принципы проблемного обучения.
- 85.Психологические закономерности инновационных технологий обучения.
- 86.Открытые системы интенсивного обучения
- 87.Информационные обучающие технологии.
- 89.Содержание программированного обучения.