2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
Умственная отсталость ребенка обычно обнаруживается уже в ранний период его жизни. Чем резче выражено отклонение в развитии, тем отчетливее проявляются присущие ему особенности. Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положтельных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, специальные группы при массовых детских садах, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения. Часть детей воспитывается и обучается в домашних условиях.
В специальных детских учреждениях, детских садах, школах и интернатах, в которых находятся дети с легкой, умеренной и частично тяжелой степенью умственной отсталости, процесс обучения ведется дефектологами по специально разработанным программам, методикам, учебникам при относительно небольшой наполняемости групп или классов.
Исследования и наблюдения показали, что после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида умственно отсталые подростки интегрируются в окружающую среду, приспосабливаясь к ней с различной степенью успеха. Относительно благополучные в интеллектуальном и физическом отношении молодые люди поступают на предприятия, на которых проходили практику в школьные годы, или туда, куда их могут пристроить родители. Они работают малярами, переплетчиками, слесарями-ремонтниками низких разрядов, сапожниками, швеями, уборщицами, подсобными рабочими и др. Часть выпускников трудятся в сельском хозяйстве. Как правило, они оказываются трудолюбивыми, исполнительными, но малоинициативными, подчас чрезмерно торопливыми или, наоборот, медлительными. Некоторые из них нуждаются в более или менее регулярной поддержке и помощи со стороны опытных рабочих. Другие самостоятельно выполняют хорошо знакомые операции. Часть выпускников специальных школ для умственно отсталых детей не работают. Они живут в семьях и по мере своих сил помогают в домашнем хозяйстве. Некоторые становятся бродягами, попадают в криминальные структуры.
Судьбы умственно отсталых подростков зависят от социальных условий, от личностных особенностей и некоторых других факторов.
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения
- 2. Контрольные вопросы для рефлексии
- Критерии и параметры оценки задания к уровню выполнения
- 3. Проблема нормы развития1
- 4. Закономерности развития ребенка
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения заданий II.3 и II.4
- 5. Определение теоретических и практических задач «Психологии детей с интеллектуальной недостаточностью (уо и зпр)»
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения
- 6. Этиология нарушений умственной отсталости и задержкой психического развития
- Причины нарушений умственной отсталости и зпр
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения
- 7. Особенности детей с умственной отсталостью
- 8. Особенности детей с задержкой психического развития
- Критерии и параметры оценки к уровню выполнения заданий 7-8
- 9. Развитие психологии лиц с умственной отсталостью как науки
- Развитие психологии лиц с умственной отсталостью как науки.
- 10. Личность детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития
- Критерии и параметры оценки задания к уровню выполнения задания
- 11. «Умственно отсталые дети»: конспектирование текстов
- 12. «Дети с задержкой психического развития»: конспектирование текстов
- Критерии и параметры оценки конспектов
- 13. «Умственно отсталые дети» и «Задержка психического развития»: анализ содержания статей
- Контрольные вопросы и задания
- Критерии и параметры оценки задания к уровню выполнения задания
- 14. Задания для контроля знаний Тестовые задания для программированного контроля знаний
- 1. Для детей с интеллектуальными нарушениями необходимо:
- 2. Основное условие в работе с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития:
- 4. Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как:
- 6. Оптимальный возраст для развития высших психических функций (памяти, речи и др.):
- 7. Основными теоретическими положениями «Психологии детей с интеллектуальной недостаточностью (уо и зпр)» считаются:
- Критерии и показатели оценки тестовых заданий
- Вопросы к экзамену
- I. 1. Этиология умственной отсталости
- I.2. Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
- Качественная характеристика психического развития лиц в зависимости от степени умственной отсталости (по мкб-10)
- I.3. Коррекционно-развивающее обучение детей с умственной отсталостью
- I.4. Причины задержки психического развития
- I.5. Психолого-педагогическая классификация детей с задержкой психического развития
- I.6. Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- Глава 2 умственно отсталые дети
- 2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей
- 2.2. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей
- 2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей Моторика
- Внимание
- Интересы
- Восприятие
- Мышление
- Личность умственно отсталого ребенка
- Деятельность
- Мотивационно-потребностная сфера
- Самооценка и уровень притязаний
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Сенсорно-перцептивные функции
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности мышления
- Особенности речевого развития
- Игровая деятельность
- Особенности эмоциональной сферы
- 3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
- Особенности внимания
- Восприятие
- Мышление
- Результаты анализа зрительно представленного объекта
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоционально-волевой сферы и личности
- Литература
- Дефектология в Интернет-сети!
- Для заметок