logo search
Лекция 32

3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся

Уровень воспитанности учащихся — достаточно сложный критерий, включающий показатели, необхо­димые для всесторонней оценки его личности.

Таки­ми показателями могут быть:

— нравственная воспитанность, культура поведе­ния;

— эстетическая воспитанность, художественные устремления;

— национальное самосознание; чувство патрио­тизма;

— трудовая воспитанность;

— правовая воспитанность;

— экологическая воспитанность;

— физическая воспитанность.

Каждый показатель может быть оценен с помощью условных оценок в баллах:

“5” — ставится тогда, когда показатель имеет очень высокий уровень развития в позитивном на­правлении и проявляется у воспитанника постоянно в виде положительных поступков, действий, отноше­ний, чувств;

“4” — имеет хороший уровень развития, проявля­ется у воспитанника часто;

“3” — количество проявлений показателя неустой­чиво;

“2” — показатель имеет низкий уровень развития и проявляется как негативные поступки, действия, чувства, отношения;

“I” — показатель имеет очень низкий уровень раз­вития и проявляется очень часто только в негативном смысле;

“0” — показатель оценить невозможно.

Воспитатель, пользуясь этой пятибалльной шка­лой оценок, один раз в году оценивает уровень воспи­танности каждого учащегося и определяет его рейтинг в группе. Вполне понятно, что негативные оценки личност­ных качеств учащихся не должны быть предметом обсуждения среди его товарищей и подруг. Здесь нужна индивидуальная работа.

В отдельных исследованиях личностных качеств предел оценки достигает 100 баллов и выше. При этом устанавливается минимальное и максимальное число баллов. Отмечено, что психологически сущест­венно низкий уровень не следует называть плохим или оценивать его в ноль баллов, а использовать какое-то конкретное число, например: до 70 баллов — неудовлетворительно; 71—80 — удовлетворительно; 31—90—хорошо; 91—100 баллов—отлично.

В любую шкалу можно ввести поправочные коэффициенты на удельный вес и значение оцениваемой качества в структуре личности учащегося.