logo search
Dyakovoy_diplom_Rossia_pechat

1.3. Развитие мышления учащихся

В умственной деятельности учащихся можно выделить три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.

Понимание – аналитически-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, которую доносит учитель или книга.

В процессе преподавания нового материала учитель не только сообщает новые факты, он анализирует результаты опытов, строит теоретические доказательства, выводит новые следствия. Его преподавание может включать абстрагирование, обобщение, сравнение, классификацию, определение и т. д. Все мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение), приемы умственной деятельности (сравнение, классификация, определение), приемы логических доказательств в ходе объяснения материала учитель выполняет сам. Перед учениками ставится более простая задача: проследить за ходом и результатами анализа, проводимого учителем, синтеза, обобщения, сравнения и т. д., проследить за логичностью, непротиворечивостью доказательства, вывода. Все это требует от учащихся определенных умственных усилий, определенной аналитически-синтетической деятельности.

Ученики глубоко понимают материал, который сообщается, если усвоение ими знаний является одновременно школой развития их мышления, их познавательных способностей. Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических размышлений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения, опыт выполнения различных умственных действий (сравнения, противопоставления, сопоставления, классификации, и прочее). Повторяя рассуждения учителя и книги, подражая им, ученик усваивает приемы умственной деятельности. Поэтому глубокое понимание материала учащимися является предпосылкой самостоятельного решения ими познавательных задач, является первым уровнем их познавательной активности.

Рассмотрим логическое мышление. Под логическим мышлением понимают процесс самостоятельного решения познавательных задач.

На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать объекты, сравнивать их свойства, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию доказательств, объяснения, выводить формулы, анализировать их, выявлять экспериментальную зависимость и т. д. Поэтому учитель, организуя мыслительную деятельность учащихся на данном уровне, должен подбирать учащимся такие задачи, которые предусматривали бы выполнение одного из указанных умственных действий или их различную совокупность. Чем больше самостоятельных действий должны осуществить учащиеся при выполнении задания, тем оно сложнее.

Как понимание, так и логическое мышление, представляют собой аналитически-синтетическую деятельность, хотя между ними есть существенные различия по их источникам, дидактическим функциям и субъективным переживаниям.

В процессе мышления ученик самостоятельно (в процессе аналитико-сенсорной деятельности) приходит к новым выводам. В процессе понимания он выясняет смысл и непротиворечивость вывода, сделанного учителем. При понимании происходит осмысление и усвоение готового сообщения, при мышлении выводится новое знание. Понимание и субъективно представляется иначе, чем логическое мышление. Смысл понимания – в познании, осознании и фиксации в сознании чего-то нового в том, что воспринимается и усваивается.

Приемами развития мышления учащихся на уроках физики являются: эвристическая беседа, эвристические лабораторные работы, логико-поисковые задачи, некоторые приемы работы с учебником и др. Развитию логического мышления способствуют различного рода физические задачи, лабораторные работы, работы с дидактическим материалом и т. д.

Что представляет собой творческое мышление? Процесс научного творчества осуществляется в три этапа.

I этап характеризуется возникновением проблемной ситуации, ее первоначальным анализом и формулировкой проблемы.

II этап творческого процесса – этап поиска пути решения проблемы. Этот поиск осуществляется путем совершенного анализа проблемы на основе знаний.

III этап – этап внедрения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, разнообразие знаний, но и гибкость, критическое мышление, скорость актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению задач в условиях неполной детерминированности.

Большое впечатление у учащихся вызывают ответы на вопросы из повседневной жизни: почему не падает неваляшка? На эти и другие бесчисленные «почему?» физика дает точные и однозначные ответы.

Подобные вопросы целесообразно использовать перед объяснением, чтобы привлекать внимание учеников. Ведь очень интересно понять, почему не падает неваляшка. Формулируя вопрос, учитель должен помнить, что его эмоциональное отношение к поставленному вопросу обеспечивает успех дела. Вопрос, поставленный вяло, без заинтересованности, в большинстве случаев оставит учеников равнодушными.

Учитель может считать, что он успешно поддерживает интерес к физике, если ученики идут к нему с множеством «почему?» [1].