logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих

Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изучающий психи­ ческое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от грече­ ского «tiphlos» – слепой и сначала занималась лишь психологией слепых. В на­ стоящее время объектом изучения тифлопсихологии являются не только сле­ пые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения.

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечиваю­ щих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятель­ ности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое раз­ витие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.

Выделение и развитие тифлопсихологии как науки связано с организацией обучения слепых в специальных школах.

Первая школа была открыта в Париже В. Гаюи в 1784 г. А психология сле­ пых впервые была рассмотрена основоположником материалистического направления во французской психологии Д. Дидро в работе «Письмо о слепых в назидание зрячим».

Формирование научной психологии незрячих связано с трудами Т. Гелле­ ра, М. Кунца, К. Бюрклена, П. Виллея, А. А. Крогиуса, В. С. Сверлова, М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака, N. Barraga, T. Cutsforth, M. Gottes­ mann, Y. Hatwell, M. Tobin и др.

Однако ряд авторов, особенно слепых, не считают правомерным суще­ ствование тифлопсихологии как отдельной науки (П. Биллей, Ф. И. Шоев), по­ скольку как зрячим, так и слепым свойственны общие психологические законо­ мерности.

В последнее время в употребление вошло новое понятие «тиф-лология», объединяющее педагогику и психологию, социологию и другие науки, имеющие целью изучение жизни и деятельности слепых.

Надо сказать, что до сих пор в мировой тифлопсихологиче-ской литературе существуют две позиции относительно того, близка ли психология слепого к особенностям психики нормально видящего или она своеобразна. Одна из них принимает за исходное в психическом развитии дефект зрения, его функцио­ нальное значение и влияние на весь ход развития, что с неизбежностью приво­ дит к недооценке возможностей компенсации дефекта за счет других сенсор­ ных систем. Наличие особенностей в познавательной деятельности слепых от­ мечали А. И. Скребицкий (1903), А. М. Щербина (1916). Преувеличение же ее специфики привело Ф. Цеха (1913) к утверждению о необходимости создания особого «языка слепых», отличного от языка зрячих, а К. Бюрклена (1924) – к неправомерному выводу о том, что в результате изолированной жизни слепых возникает особый тип людей. Эти авторы стоят сознательно или несознательно на позиции специфического стандарта психического развития, как правило за­ ниженного по сравнению с уровнем развития зрячих (Хайес, 1953; Тиллмен, 1967; Уилз, 1970; и др.).

Другая группа ученых (Т. Катсфорт, 1951; Гомулицкий, 1961; Максфилд, 1963; В. Уильямс, 1968; М. Тобин, 1972; В. М. Коган, А. Г. Лит­