Методика проведения брейнсторминга (групповой метод порождения идей)
Определение. Метод предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе.
Цель метода. Путем обсуждения в группе найти ряд решений какой-либо проблемы. Группа должна высказать максимальное количество идей по поводу какой-то одной конкретной проблемы. Такая проблема должна быть относительно простой, то есть не разлагаемой на отдельные вопросы.
Процедура проведения брейнсторминга. Такое собрание состоит из трех следующих фаз:
1. Вступительная фаза длится примерно 15 мин. За это время ведущий сообщает метод и правила игры и в конце четко и ясно излагает вопрос, требующий решения.
2. Основная фаза длится около часа и представляет собой наиболее творческую стадию, когда активность участников максимальна и идеи высказываются свободно.
3. Заключительная фаза. Во время этой фазы ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить указанные идеи с точки зрения их реального применения. Кроме этого ведущий указывает участникам, что если у них возникнут еще какие-либо идеи по поводу обсуждавшейся проблемы, они могут сообщить о них письменно в течение 1 суток.
Наиболее продуктивно брейнсторминг будет осуществляться, если соблюдаются следующие условия проведения:
- группа состоит примерно из 10 человек;
- социальный статус участников примерно равный;
- в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме;
- собрание должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Кресла должны быть расположены по кругу;
- желательно, чтобы люди знали друг друга по именам;
- руководитель не должен подавлять участников группы, однако он должен занимать такое положение, которое позволит ему председательствовать на заседании;
- наблюдатели, которые фиксируют идеи и высказывания участников, располагаются за столами вне группы. Они фиксируют все, что говорится, даже то, что, по их мнению, не имеет никакого значения.
При проведении подобного мозгового 'штурма' необходимо исходить из того, что нет совершенно абсурдных идей. Наоборот, необходимо получить как можно больше таких идей и ни в коем случае не оценивать ни эти идеи, ни их авторов. Участники не должны прерывать друг друга, так как идея, высказанная одним, может навести на мысль другого.
Во время заседания руководитель должен держаться в стороне от дискуссии. Его задачи связаны с установлением формы собрания, определением его хода, приданием ему соответствующего направления, учетом идей, высказанных группой.
Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются специалистам, занимающимся данной проблемой, для отбора наиболее ценных из них. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав жюри не включают.
При дистанционном обучении осуществляется данный метод следующим образом. С помощью Интернет (электронной почты, телеконференции, чата) партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.
После окончания "мозгового штурма" участники группы под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль.
Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики "доброжелательного наблюдателя". Так, если на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения, ему не следует их "поправлять". Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обоснованные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.
"Мозговой штурм" как метод выработки большого количества идей за короткий промежуток времени наиболее эффективен при коллективном поиске решения проблем в группе, состоящей не более чем из двенадцати человек. Каждый член группы предлагает, как минимум, одну идею по решению проблемы. Идеи не подлежат оценке, дискуссии или критике. Оптимальная продолжительность мозгового штурма около 30 минут. В условиях Интернет этот метод эффективен при проведении мультимедийных, аудио и видеоконференций и онлайновых чатов, то есть, в условиях интенсивного общения в режиме реального времени.
Основные этапы "мозгового штурма":
определение проблемы,
выбор генераторов идей и экспертов,
проведение обсуждения проблемы и запись выдвинутых идей,
обсуждение идей и ранжирование их по степени важности,
определение приоритетов и коллективный выбор наиболее ценной идеи.
Как обычно строится процесс выработки и обсуждения идей? После постановки проблемы ведущий ставит задачу - обменяться информацией, данными по поставленной проблеме. При этом, обмен информацией носит исключительно фактический и объективный характер, и в этот период участники стараются воздерживаться от оценок. Обменявшись информацией, участники "мозгового штурма" переходят к ее анализу. Теперь уже они имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Ведущий в это время регистрирует (записывает) все высказываемые оценочные мнения, не пытаясь преждевременно перейти к разрешению проблемы. Далее ведущий предлагает группе найти решение проблемы. Этот этап требует максимума воображения. Руководитель фиксирует предлагаемые решения. Предложенные решения группа сопоставляет с анализом, проведенным во время второй фазы. Отбрасываются одни из идей, объединяются другие, приводя группу к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников. При подведении итогов задается главный вопрос: разрешена ли проблемная ситуация (достигнута ли цель)? Также важно определить, всем ли участникам "мозгового штурма" понятна ситуация, верно ли были выбраны подходы, критерии решения проблемы, а также удалось ли выработать рекомендации для практического действия.
Преимущества метода:
обеспечение равного участия каждому члену группы мозгового штурма в обсуждении проблемы и выдвижении идей,
одинаковая продуктивность на любой стадии процесса принятия решения,
возможность фиксации и постоянной записи всех выдвинутых идей,
благоприятные условия для возникновения эффекта "цепной реакции" идей.
Недостатки метода:
возможность доминирования одного или двух лидеров - наиболее активных участников группы,
вероятность "зацикливания" на однотипной идее,
необходимость требуемого уровня компетентности и наличия представителей различных специальностей в составе одной группы,
ограниченность времени на проведение.
- Технологии и методики обучения иностранным языкам Часть II
- Содержание
- Тема 1. Российские и международные стандарты по иностранным языкам. Отечественные и зарубежные программы
- Основные задачи модернизации российского образования
- 1. Ключевой тест по английскому языку - Key English Test, ket – кембриджский экзамен первого уровня.
- Требования к программе по иностранным языкам
- Тема 2. Методика преподавания иностранного языка в полиэтнической и поликультурной среде
- Культуроведческие подходы в мировой языковой педагогике
- Социокультурный подход к обучению ия, его основные положения
- Анализ социокультурного компонента в содержании умк по иностранному языку
- Тема 3. Средства обучения иностранным языкам. Учебно-методический комплект
- Классификация средств обучения иностранным языкам
- Программа
- Средства обучения ия (е.Н. Соловова).
- Критерии выбора умк
- Новые умк по иностранным языкам
- Характеристика книги для учителя и учебника
- Анализ учебника иностранного языка
- Тема 4. Технологии и методики построения современного урока иностранного языка
- Структура урока ия и его организация
- Типология уроков иностранного языка
- Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса
- Подготовка учителя и учащихся к уроку
- Организация учебной деятельности учащихся на уроке
- Тема 5. Внеурочные технологии обучения школьников в системе филологического образования
- Значение внеклассной работы по иностранному языку
- Принципы организации и планирования внеклассной работы по иностранным языкам
- Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку
- Тема 6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку
- Понятие о педагогической технологии
- Проблемный метод обучения
- Развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- Формирование всесторонне развитой личности.
- Разноуровневое обучение
- Обучение в сотрудничестве
- Групповые технологии обучения иностранным языкам
- Способы организации группы
- Проведение занятий в группе
- Метод «мозгового штурма»
- Методика проведения брейнсторминга (групповой метод порождения идей)
- Проектный метод обучения иностранному языку
- Рейтингово-модульное обучение
- Как рейтинговая система осуществляется на практике?
- Кейс-метод в обучении иностранным языкам
- Процесс работы над кейсом
- Источники создания кейсов
- Проблемы использования кейс - технологий
- Компьютерные технологии
- Информационные технологии
- Способы организации дистанционного обучения
- Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций
- Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций
- Педагогические основания концепции дистанционного обучения
- Игровой метод обучения
- Функции обучающих игр
- Имитационные игры
- Операционные игры
- Исполнение ролей
- Тема 7. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников
- Здоровье школьников как педагогическая проблема
- Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике образовательных технологий
- Признаки индивидуального здоровья
- Культура здорового образа жизни личности
- Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие
- Классификация здоровьесберегающих технологий
- Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий
- Гигиенические требования при организации работы в компьютерном классе
- Тема 8. Автономное / самоуправляемое обучение иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение как одно из перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам
- Из истории автономного/самоуправляемого обучения
- Личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам и концепция автономного/самоуправляемого обучения
- Роль мотивации при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение и взаимодействие учителя с учащимися и учащихся друг с другом
- Организационные формы работы при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Учебные стратегии автономного/самоуправляемого обучения
- Тема 9. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка
- Комплекс требований к профессиональной подготовке учителя иностранного языка
- Тема 10. Обучение иностранным языкам в детских дошкольных учреждениях
- Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
- Тема 11. Теоретические и методические основы обучения иностранным языкам в начальной школе
- Цели обучения иностранным языкам в начальной школе
- Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
- Требования к профессиональным умениям учителя начальной школы
- Выбор умк по иностранным языкам для начальной школы
- 1. Структура
- 2. Цели
- 3. Подход к обучению/изучению языка
- 4. Подход к изучению культуры страны изучаемого языка
- Технологии и методики обучения иностранным языкам
- Часть II