logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте

Социально-педагогические условия как существенный фактор разви­ тия психики глухого ребенка

К проблеме социально-педагогических условий относится вопрос о том, когда окружающие ребенка взрослые заметили, что он не слышит или слышит плохо. Нередки случаи, когда ребенок имеет наследственную или прирожден­ ную глухоту (т.е. родился глухим), а взрослые обнаруживают, что ребенок пло­ хо слышит только на втором, иногда даже на третьем году его жизни, когда дни видят, что ребенок не говорит сам и не понимает обращенной к нему речи. Та­ кое запоздалое опознание имеющегося у ребенка нарушения свидетельствует о том, что весь предшествующий период своего развития ребенок не получал от взрослых ту помощь в воспитании, которую ему было необходимо оказы­ вать.

Далее, когда родители узнают от специалистов-отоларингологов и аудио­ логов, что их ребенок имеет нарушение слуха, то наиболее разумные из них либо находят специальное детское учреждение для него (ясли-сад для детей с нарушениями слуха) и туда помещают своего ребенка, либо начинают зани­ маться со специалистом-сурдопедагогом, который учит родителей, как вести себя с ребенком, и сам проводит с ним занятия. К сожалению, часты случаи, когда родители, не желая смириться с тем, что ребенок – глухой или слабослы­ шащий, направляют всю свою энергию на поиски людей, которые берутся ле­ чить слух. Это ведет к тому, что год-два, а иногда даже вплоть до школьного возраста ребенка родители ищут способы избавить его от слухового наруше­ ния и лишают его способов воспитания и обучения, разработанных сурдо­ педагогикой и направленных на компенсаторное психическое развитие детей с нарушениями слуха.

Чем больше времени ребенок находится без сурдопедагогической помощи, тем больше возрастает его социально-педагогическая запущенность и усугуб­ ляются особенности его психофизического развития.

Особый вариант социально-педагогических условий возникает, если ребе­ нок с нарушением слуха родится в семье глухих или слабослышащих роди­ телей. В большей части таких случаев родители рано распознают, что их ребе­ нок плохо слышит, и, принимая этот факт, свои усилия, в меру возможностей, направляют на его воспитание.

Конечно, и среди слышащих родителей находятся такие, которые очень рано замечают нарушение слуха у своего ребенка и стараются обеспечить его полноценное психофизическое развитие всеми доступными им способами, об­ ращаясь к специалистам – сурдологам и принимая их помощь.

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от Детей с

сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, ко­ торыми изобилует улица, На него воздействуют в малой степени, а у слыша­ щих они нередко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.

Однако со второго-третьего месяца жизни у нормально развивающегося ребенка звуки все в большей степени начинают выполнять роль сигналов, ори­