4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
Социально-педагогические условия как существенный фактор разви тия психики глухого ребенка
К проблеме социально-педагогических условий относится вопрос о том, когда окружающие ребенка взрослые заметили, что он не слышит или слышит плохо. Нередки случаи, когда ребенок имеет наследственную или прирожден ную глухоту (т.е. родился глухим), а взрослые обнаруживают, что ребенок пло хо слышит только на втором, иногда даже на третьем году его жизни, когда дни видят, что ребенок не говорит сам и не понимает обращенной к нему речи. Та кое запоздалое опознание имеющегося у ребенка нарушения свидетельствует о том, что весь предшествующий период своего развития ребенок не получал от взрослых ту помощь в воспитании, которую ему было необходимо оказы вать.
Далее, когда родители узнают от специалистов-отоларингологов и аудио логов, что их ребенок имеет нарушение слуха, то наиболее разумные из них либо находят специальное детское учреждение для него (ясли-сад для детей с нарушениями слуха) и туда помещают своего ребенка, либо начинают зани маться со специалистом-сурдопедагогом, который учит родителей, как вести себя с ребенком, и сам проводит с ним занятия. К сожалению, часты случаи, когда родители, не желая смириться с тем, что ребенок – глухой или слабослы шащий, направляют всю свою энергию на поиски людей, которые берутся ле чить слух. Это ведет к тому, что год-два, а иногда даже вплоть до школьного возраста ребенка родители ищут способы избавить его от слухового наруше ния и лишают его способов воспитания и обучения, разработанных сурдо педагогикой и направленных на компенсаторное психическое развитие детей с нарушениями слуха.
Чем больше времени ребенок находится без сурдопедагогической помощи, тем больше возрастает его социально-педагогическая запущенность и усугуб ляются особенности его психофизического развития.
Особый вариант социально-педагогических условий возникает, если ребе нок с нарушением слуха родится в семье глухих или слабослышащих роди телей. В большей части таких случаев родители рано распознают, что их ребе нок плохо слышит, и, принимая этот факт, свои усилия, в меру возможностей, направляют на его воспитание.
Конечно, и среди слышащих родителей находятся такие, которые очень рано замечают нарушение слуха у своего ребенка и стараются обеспечить его полноценное психофизическое развитие всеми доступными им способами, об ращаясь к специалистам – сурдологам и принимая их помощь.
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от Детей с
сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, ко торыми изобилует улица, На него воздействуют в малой степени, а у слыша щих они нередко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.
Однако со второго-третьего месяца жизни у нормально развивающегося ребенка звуки все в большей степени начинают выполнять роль сигналов, ори
- ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии
- ГЛАВА 2 УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ
- 2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых детей
- Моторика
- Внимание
- Память
- Речь
- Личность умственно отсталого ребенка
- Мотивационно-потребностная сфера
- 2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом
- ГЛАВА 3 ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3.1. Определение. Причины. Классификация
- 3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте
- Особенности моторики
- Внимание
- Особенности речевого развития
- Особенности эмоциональной сферы
- Память
- Мышление
- Грамматический строй речи
- ГЛАВА 4 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
- 4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии
- Методы сурдопсихологии
- 4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
- 4.5.Жестовая речь глухих
- 4.7. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
- ГЛАВА 5 ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
- 5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
- 5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения
- Деятельность при нарушениях зрения
- Особенности внимания у детей с нарушением зрения
- 5.7. Осязание
- 5.8. Представления
- Запоминание рассказов
- Построение тележки по представлению
- Понятийное (словесно-логическое) мышление
- Решение задач слабовидящими младшими школьниками
- Мыслительные операции
- 5.14. Речь и общение при нарушениях зрения
- Воля слепых
- 5.16. Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
- 6.1. Определение, этиология, основные формы
- 6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом
- ГЛАВА 7 СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ
- 8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций
- 8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей