logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

Понятийное (словесно-логическое) мышление

С накоплением знаний, развитием речи развивается понятийное (словес­ но-логическое) мышление, особенность которого состоит в том, что задачи предъявляются и решаются в словесной (вербальной) форме. Используя сло­ весную форму, человек оперирует отвлеченными понятиями, часто такими, ко­ торые иногда вообще не имеют образного выражения (честность, смелость, гу­ манизм). Наряду с такими отвлеченными понятиями мы оперируем понятиями, которые имеют конкретное значение. Эти понятия представляют определенное обобщение знаний, выделение существенных, информативных признаков, свя­ зей и отношений, которыми характеризуется понятие вообще. К ним можно от­ нести, например, такие биологические понятия, как животное, зверь, птица и т. д.

Понятийное мышление позволяет решать обобщенно мыслительные зада­ чи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления. Слово обозначает и обобщает различный образный материал, практические действия, но никогда не может исчерпать всего богатства образа. Поэтому, развивая у детей с нарушением зрения словесно-логическое мышле­ ние, необходимо помнить, что отвлеченные знания в словесной форме не мо­ гут раскрыть всего богатства объективного мира.

Словесно-логическое мышление начинает развиваться еще в дошкольном