61. Индивидуализация и дифференциации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
1. Процессвыделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ,отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификойпотребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для даннойсоц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрывгрупповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - разделение учебных планов ипрограмм в средней школе с учетом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется черезорганизацию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучением отдельных учебных предметов,факультативных занятий.
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход) - это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов групп с целью учета особенностей их контингента; 2)комплекс методических, психологических организационно-управленческих мероприятий.
Виды и формы дифференцированного обучения. Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.
1.Внешняя дифференциация. Она предполагает создание особых типов школ и классов: - школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов. Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (ККО, КРО, профильных).
2. Внутренняя дифференциация. Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики. 3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. 4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока. 5. Диагностический контроль за результатами.
Рассмотрим некоторые из них. Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Ученики с очень низким уровнем усвоения знаний, умений: § неправильно выполняют выбор действия в задачах; § низкий уровень сформированности вычислительных навыков; § не выделяют взаимосвязи между изученными вопросами; § низкий уровень выполнения мыслительных операций; § дети отличаются низким показателем памяти и отрицательным отношением к предмету; § математические рассуждения выстраивать не могут; § математическая речь не развита. | Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений: затрудняются в правильном выборе действия при решении задач; § средний уровень сформированности вычислительных навыков; § затрудняются в выделении взаимосвязи между изученными вопросами; § низкий уровень выполнения мыслительных операций; § математические рассуждения выстраивают лишь при постановке вопросов; § математическая речь достаточно не развита. | Ученики со средним уровнем усвоения знаний, умений: § правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затрудняются в творческих видах работы над задачей; § вычислительные навыки сформированы хорошо; § средний уровень мыслительных операций; § имеют хороший показатель памяти; § развита тонкость наблюдений; § математическая речь развита; § выполнение обобщений только элементарных понятий. | Ученики с высоким уровнем усвоения знаний, умений: § правильно выполняют выбор действий при решении задач, успешно выполняют виды творческой работы над задачей; § высокий уровень сформированности вычислительных навыков; § высокий уровень выполнения мыслительных операций; § высокий показатель памяти; § высокий уровень развития математической речи. |
Типы заданий | |||
Опосредующие учебную информацию | Направляющие работу ученика с учебным материалом | Требующие от учеников творческой деятельности | |
1. Задания на узнавание математических объектов | 1. Задания на описание математических объектов по плану | 1. Задания на сравнения математических объектов | 1. Задания на установление связей между объектами, признаками |
2. Задания, требующие анализа признаков понятий | 2. Задания на дополнение незаконченных предложений с использованием слов для справок | 2. Задания на составление подобных математических объектов | 2. Задания на самостоятельный подбор примеров |
3. Задания на классификацию объектов |
| 3. Задания, включающие вопросы готовый ответ в учебнике отсутствует, требуют самостоятельных мыслительных операций | 3. Задания творческого характера |
Самостоятельная работа | |||
Воспроизведение по образцу | Реконструктивно-вариативная | Частично-поисковая | Частично-поисковая, творческая |
Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы.
Положительные аспекты данного разделения: 1) исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения" детей; 2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному; 3) отсутствие в классе отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания; 4) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; 5) повышение уровня мотивации учения в сильных группах; 6) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учится; 7) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Отрицательные аспекты данного разделения: 1) деление детей по уровню развития не гуманно; 2) высвечивание социально-экономического неравенства; 3) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; 4) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства; 5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".
Рассмотрим другой этап внутриклассной дифференциации - это способы дифференциации. Они предполагают:
§ дифференциацию содержания учебных заданий:
§ по уровню творчества;
§ по уровню трудности;
§ по объему.
§ использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется:
§ по степени самостоятельности учащихся;
§ по степени и характеру помощи учащимся;
§ по характеру учебных действий.
Следующий этап - диагностический контроль
Результаты работы над данной темой можно посмотреть и оценить по итогам диагностики.
На практике каждый ребенок должен к концу обучения существенно измениться, показать качественные и количественные изменения.
Отследить все эти изменения очень трудно одному учителю, здесь нужна помощь психолога и родителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Необходимость дифференциации воспринимается всеми учителями как необходимое условие дальнейшего развития школы, но на пути реализации этой идеи возникает ряд трудностей, которые необходимо преодолеть.
- 3.Изучение основных теоретических понятий в подготовительный период обучения грамоте.
- 4.Дидактические условия организации самостоятельной работы учащихся.
- 5. Обучение младших школьников решению задач разными методами.
- 6. Роль и место внеклассного чтения в подготовке школьника-читателя (система н.Н. Светловской)
- 7. Творческая деятельность младших школьников в учебном процессе.
- 1 Группа - "Познание".
- 2 Группа - "Создание".
- 3 Группа - "Преобразование".
- Сумма не меняется, если какую-нибудь группу рядом стоящих слагаемых заменить их суммой. Свойства вычитания
- Свойства умножения
- Свойства деления
- 3. На нуль делить нельзя!
- 10.Мотивация учебно-познавательной деятельности младших школьников.
- 11. Введение новых понятий и соответствующих действий на примере изучения тем «Умножение» и «Деление».
- I. Теоретико – множественный подход.
- II.Величинный подход (Давыдов-Эльконин и Петерсон).
- IV. Через понятие части – целое (через понятие кол-во частей)
- I. Теоретико – множественный подход.
- II.Величинный подход.
- 13. Дифференцированный подход к обучению детей с различным уровнем готовности к школе.
- 1. Десяток
- 15. Основной период обучения грамоте. Структура урока изучения нового в основной период обучения грамоте.
- 16. Контроль и оценка в учебном процессе начальной школы.
- 17. Формирование навыков устных вычислений (на примере навыков внетабличного сложения, вычитания и умножения).
- 21.Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками (работы о.И. Никифоровой, л.Н. Рожиной).
- 22. Проблемное обучение в учебном процессе начальной школы
- 23. Формирование навыков арифметических операций над многозначными числами.
- 24. Изучение правил русской графики в начальной школе
- 25.Психолого-педагогические условия обучения одаренных детей.
- Билет 27. Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- 28. Гуманизация образовательного процесса в начальной школе.
- 29. Форма и пространство. Формирование представлении о геометрических телах.
- 30. Проблема обращения к личности писателя на уроках литературного чтения. Реализация монографического подхода
- 32. Формирование вычислительных навыков («Табличное сложение и вычитание». «Умножение и деление с остатком»).
- Табличное сложение и вычитание натуральных чисел
- Правила пользования таблицей
- 34. Профессионально-педагогическая культура учителя начальных классов.
- 36. Методика изучения синтаксических единиц в начальной школе.
- 40. Сущность и особенности образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения в начальной школе.
- 41. Методика обучения умению решать задачи разными способами.
- 43. Содержание образования в начальной школе. Государственный образовательный стандарт.
- 44. Содержание темы “Уравнения. Решение уравнений”. Решение текстовых (прикладных) задач с помощью уравнений
- 45. Научно-методические основы построения букварей (азбук). Реализация вариативности в построении букварей (азбук).
- 48.Методика обучения младших школьников написанию изложения.
- 49. Методы обучения. Классификации методов обучения.
- Работа над задачей с лишними данными.
- Использование уравнений при решении задач.
- Работа по классификации задач.
- Работа над задачей с неопределенным условием.
- 51. Методика работы над проверяемыми орфограммами в начальной школе
- 52. Сущность и соотношение понятий «закономерность», «принцип», «правило».
- 53. Обучение учащихся математическому языку на примере изучения математических выражений
- 54. Лексическая работа в начальных классах
- 55. Структура и особенности процесса обучения в начальной школе
- 56. Организация обучения при расширении понятия числа в начальной школе. Изучение множества натуральных чисел и дробей.
- 57. Современные модели организации обучения первоначальному письму.
- 59.Формирование представлений об отношениях для точек «лежать между».
- III. Аксиомы конгруэнтности
- IV. Аксиомы непрерывности
- V. Аксиома параллельности
- 1. Через две различные «точки» проходит «прямая»
- 2. На «прямой» имеется не менее двух «точек»
- 3. Из трёх «точек», лежащих на одной «прямой», одна и только одна расположена между двумя другими.
- II. Аксиомы порядка
- 60. Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами в начальной школе
- 61. Индивидуализация и дифференциации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
- 62. Внетабличное умножение и деление. Формирование навыков внетабличного умножения и деления.
- 63. Система изучения имени существительного в начальных классах.
- 1. Длина
- 2. Ёмкость.
- 3. Площадь.
- Пояснительная записка
- Общая характеристика курса
- Место курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Результаты изучения курса
- Обучающийся получит возможность для формирования:
- Личностные универсальные учебные действия
- Регулятивные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия
- Чтение и начальное литературное образование 2 класс» Пояснительная записка
- Содержание программы
- 2. Техника чтения
- 2 Й класс
- 3. Формирование приемов понимания прочитанного
- 2 Й класс
- 4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
- 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
- 6. Развитие устной и письменной речи
- 67. Сущность и особенности форм обучения в начальной школе
- 68. Методика изучения массы и веса в начальной школе
- 69. Система изучения морфемного состава слова: пропедевтические наблюдения, знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова, изучение приставки, суффикса, окончания.
- 70. Интегрированное обучение в начальной школе
- 71. Содержание и организация геометрического образования младших школьников.
- 72.Интеграция учебных дисциплин в начальных классах (на примере обучения написанию сочинений).
- 73. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-познавательном процессе начальной школы. Понятие здоровьесберегающих технологий.
- 74.Обучение учащихся умению решать задачи с помощью арифметических действий (арифметическим методом).
- 75. Методика обучения каллиграфии младших школьников.
- 76. Система развиваю обучения в начальной школе ( д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов, л. В. Занков.)
- 77. Идеи развивающего обучения л.В. Занкова. Системы обучения математике на основе этих идей, их достоинства и недостатки.
- 79. Личностно - ориентированные технологии образовательного процесса.
- 80. Использование информационных технологий для проведения текущей, промежуточной аттестации в начальной школе.
- 81. Система изучения глаголов: задачи и содержание изучения глаголов.
- 82. Особенности реализации принципов обучения в начальной школе.
- 86. Методика изучения геометрических тел в начальной школе.
- 87.Организация работы с крупнобъемным произведением в начальной школе.
- В соответствии с уровневой организацией произведения м. П. Воюшина выделяет 5 необходимых для полноценного чтения умений:
- 88. Ученический коллектив как объект и субъект в образовательном процессе начальной школы.
- 1.2.Общая характеристика методики изучения геометрических величин младшими школьниками.
- 1.4.Методические особенности изучения площади геометрических фигур и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе.
- 1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса
- Билет 92. Тема 9: методика изучения основных величин в начальных классах
- 96.Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника.
- 97. Особенности изложения темы «Деление с остатком» в курсе математики начальной школы.
- 100.Методика изложения темы «Величины» в курсе математики начальной школы на примере измерения времени
- 102. Основные дидактические концепции и системы в зарубежной педагогике и психологии ( Обобщенные характеристики)
- 103. Методика организации и проведения устного счета на уроках математики в начальной школе (на примере первого класса).
- 104. Методика изучения частей речи в начальных классах: особенности ознакомления младших школьников с личными местоимениями. Задачи изучения личных местоимений.
- 105. Становление и развития современной отечественной дидактической системы.
- 106. Методика изучения двузначных чисел и операций с ними в курсе математики начальной школы.