logo search
доделать 6

9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.

Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий , принципов , ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как процесс, осуществляемый во взаимодействии воспитателей и воспи-туемых, а также во взаимодействии между собой самих воспитуемых, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания, психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, а целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Сущность воспитания заключается в формировании, с одной стороны, мотивов поведения, а с другой - доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения. Переходя к рассмотрению психологических механизмов воспитания, следует иметь в виду, что, по мнению большинства отечественных психологов, их основу составляет мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивационная сфера — это сложное образование. Мотивы различаются по уровню произвольности. Формируемый нравственный облик ребенка будет зависеть от содержания убеждений, идеалов, намерений, от того, в какой степени они являются передовыми и прогрессивными. Среди мотивов поведения особенно существенную роль играют идеалы и убеждения. Другим основополагающим мотивом являются убеждения. В убеждениях проявляется собственное отношение ученика к разным фактам, событиям, суждениям. Если он совершенно нейтрально излагает материал, не дает собственной оценки изученному, то можно говорить только о знаниях, а не об убеждениях. Признак убеждения — наличие собственной оценки. Создается определенная иерархическая структура мотивационной сферы человека, которая обусловливает направленность личности. Направленность личности имеет самое существенное значение для ее характеристики. Выделяются три основных вида направленности личности: личная (престижная, эгоистическая), коллективистическая (общественная, или альтруистическая) и деловая (бескорыстный интерес к делу, познанию действительности). Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, самоутверждения, личного покоя. Коллективистическая направленность имеет место тогда, когда поступки человека побуждаются преимущественно интересами и потребностями общества, коллектива, группы, других людей, т.е. преобладают коллективистические и альтруистические мотивы. Может наблюдаться и преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью: увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к истине, познанию, овладению новыми умениями, т.е. деловая направленность. В психологии воспитания большое место уделяется вопросам формирования привычек. Сами качества личности и черты характера рассматриваются как закрепившиеся привычные формы поведения. Ценность привычки в том, что при ее наличии многое выполняется автоматически, ребенку не надо задумываться, поступать так или иначе. Он поступает определенным образом в соответствии с тем, какая форма поведения для него характерна. Иначе он поступить не может в силу сложившегося стереотипа. При каких же условиях формирование личности будет наиболее успешным?

I . Воспитание предполагает воздействие на эмоциональную сферу. Это воздействие должно быть таким, чтобы оно затронуло всю личность, весь субъективный мир человека.

II. Другое условие формирования личности — активность и самостоятельность самих учащихся.

Под  механизмами   воспитания  понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. Далее будут рассмотрены основные  механизмы   воспитания  (кратко описываются  механизмы , задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):Идентификация - отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:интериоризация - принятие внутрь себя; самопроекция - выведение наружу: результат - проекция, внешний образ себя.

Этапы идентификации: идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика); идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей); идентификация с социальными ролями.Задачи педагога: организация воспитывающей среды; перевод социальной ситуации развития в педагогическую.

Драматизация - внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях - отреагирование и переживание. Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально - окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства - переживание своего отношения. Эмоции - это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация - процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа. Условия создания нового образа:воспитывающая среда;личность педагога - он проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать;создание напряженной эмоциональной ситуации; блокирование, задержка отреагирования педагогом (например, метод отсроченного воздействия у А.С. Макаренко - он дает ребенку время самому разобраться в своем поступке).Приемы инициирования драматизации:театрализация - ребенок получает роль (создание детского театра);расширение среды (автостоп, организация экскурсий);групповая деятельность (общественная деятельность).

Позиции педагога - внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия - сопереживание другому. Осознавание - установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово). Например, проведение в детских лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т.ч. поступки детей. Для вербализации необходим диалог. Диалог - это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. «Диалог культур, логик, голосов» (С.Ю. Курганов). Внутренний диалог - рефлексия - анализ и осмысление своих действий. Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения. Позиции педагога: друг, собеседник, тогда коммуникация строится как двухсторонний межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости, обращено к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя. Позиции воспитателя (по К. Роджерсу):эмпатическое понимание;открытость личному опыту;доверие к возможностям, способностям воспитанника;искренность в выражении своих чувств.Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха). Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.Позиция педагога: понимание, наблюдение, оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).Вытеснение, изгнание образа - осуществляется на трех уровнях:недопускание к осознанию, блокировка образа;осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;аннулирование действия (через изоляцию, либо считаем это неважным для себя).Виды аннулирования:запрет;запрет коллектива;табу;ритуал;прощение с последующим забвением.

Позиция педагога: сопричастность, обращение к ценностям, психотерапия. Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.