logo search
Литература / Лубовский Специальная психология

5.14. Речь и общение при нарушениях зрения

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое наруше­ ние изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит пере­ стройка связей, и речь при формировании включается в несколько иную систе­ му связей, чем у зрячих.

Речь слепого и слабовидящего, как и в норме, развивается в ходе специ­ фически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантиче­ ская сторона речи, появляется «формализм» в использовании лексики: накап­ ливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания.

Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечается замедлен­ ность формирования речи в первоначальный период ее развития (Л. С. Волко­ ва, З. Г. Ермо. ювич, С. Л. Жильцова, М. И. Зем-цова, Н. С. Костючек, Н. А. Кры­ лова, Л. И. Солнцева, C. Urwin и др.), что бывает . вызвано недостаточно актив­ ным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практической дея­ тельности. Значительную роль играет нарушение общения ребенка с микросо­ циальной средой.

Своеобразие развития речи у детей с нарушениями зрения породило це­ лый ряд теорий, построенных на понимании речи слепых как результата инди­ видуального опыта, в котором отражается значительный разрыв между пред­ ставлениями и словом (Т. Геллер, А. Штумф, К. Бюрклен, А. И. Скребицкий, А. А. Крогиус, П. Г. Мельников и др.). Возникла идея создания языка слепых, опи­ рающегося на слуховые и осязательные впечатления (П. Дюфо). Иная точка зрения высказывалась П. Виллемом (1877–1933), подчеркивавшим значение речи прежде всего как средства общения и выступавшим за усвоение слепыми языка зрячих. Он показал общность представлений слепых и зрячих, которая находит отражение в языке. В то же время он видел, что в словаре слепого имеется большое количество так называемых суррогатных представлений – слов, не фундированных конкретными образами.

Наличие формальных слов отмечается также и у нормально видящих де­ тей. И отличие в соотношении слов и образов у слепых и зрячих скорее количе­ ственное, чем качественное (А. Г. Литвак, 1985).

Проводя сравнительные исследования словарного запаса у слепых и зря­ чих младших школьников, Н. С. Костючек (1955) выявила, что у зрячих реже на­ блюдалось несоответствие слова и образа. Однако объем активного словаря у них был меньше по сравнению со слепыми учащимися, у которых обнаружено преобладание запаса слов над запасом представлений.

Особенности формирования речи у слепых ярче проявляются в раннем до­ школьном и младшем школьном возрасте.

В первый год жизни слепых детей развитие сохранных сенсорных функций происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, поскольку из их взаимодействия исключен зрительный компонент.

Ведущая деятельность в этом возрасте – общение – играет активную роль в развитии слепого и в усвоении им общественного опыта.

Возникшее дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации (голосовые реакции), появляющиеся при осязательном знаком­