87.Информационные обучающие технологии.
В последние годы понятие «компьютерные технологии» стало вытеснять понятие «информационные технологии», хотя все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации требуется:создать технические условия, – обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний; – сформировать комплексное внедрение информационных технологий в науку, культуру и т. д. – совершенствуют базовые знания учащихся, студентов среднеспециальныхучебных заведений, вузов по информатике и новым информационным технологиям;– проходит переподготовка преподавателей в области новых информационных технологий обучения; – происходит информатизация обучения и воспитания;– разрабатывается программа оснащения образовательных учреждений техническими средствами информатизации;– создается новая информационная сфера и постепенно внедряется в сферу учреждения образования;– выполняется программа создания на основе новых информационных технологий обучения единой системы дистанционного образования в России. В современном мире стоит вопрос о внедрении России в мировую информационную систему и об обеспечении доступа к современным информационным супермагистралям, международным банкам данных в области образования, науки, промышленности, культуры, здравоохранения.Интернетбыл создан в США в 70-е гг., и сейчас это система, состоящая из схем адресов и распределительных знаков, которая получила широкое распространение среди высших школ и научно-исследовательских учреждений. Изначально Интернет был необходим для обмена информацией между учеными, а также для общения студентов различных учебных учреждений. Сейчас же учащиеся могут использовать мультимедийные возможности Интернета. С 1995 г. в России существует система дистанционного образования, которая дополняет очную и заочную формы обучения. Информационные технологии оказывают воздействие на личность, которое способствует развитию саморегуляции, стимулирует познавательную деятельность учащихся; следствием всего вышесказанного является повышение эффективности учебного процесса.
88.Психология деловых игр.Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы:1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности, через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников затруднения;3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений;5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности.Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста, обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную, и социальную (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения и управления людьми). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально раскрепоститься, проявлять творческую инициативу.Деловая игра по уровню сложности бывает следующих видов:1) анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций – обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающих перед специалистом в его профессиональной практике и требующих от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются;2) разыгрывание ролей – ученики получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений;3) полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений.
- 1. Причины возникновения педагогической психологии.
- 2. Педагогика, как основа обучения.
- 3. Педагогические цели и средства.
- 4. Психология как отрасль науки.
- 5. Психические познавательные процессы.
- 6. Этапы развития отечественной педагогической психологии.
- 7. Практическое значение педагогической психологии в современных образовательных системах.
- 8. Основные зарубежные теории педагогической психологии. 9. Предмет педагогической психологии.
- 10.Взаимосвязь педагогики и психологии.
- 11 .Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии
- 12.Основные принципы и проблемы педагогики.
- 13.Основные задачи педагогической психологии
- 14.Структура педагогической психологии.
- 15.Категории используемые в педагогической психологии.
- 16.Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике.
- 17.Взаимосвязь методологии, методов и методик в психолого-педагогических исследованиях.
- 18.Классификация методов психологического исследования.
- 19.Сравнительная характеристика методов педагогической психологии.
- 20.Основные этапы психолого-педагогического исследования.
- 21.Соотношение понятий: научение, учение, обучение.
- 22.Классификация типов и видов научения.
- 23.Классификация видов деятельности человека.
- 24.Основные психологические теории научения.
- 25.Основные теории обучения.
- 26.Взаимосвязь обучения и развития
- 27.Основные проблемы обучения и психического развития.
- 28.Психическое развитие в процессе обучения.
- 29.Факторы, виды, уровни и этапы обучаемости.
- 30.Критерии развития мышления в процессе обучения.
- 31.Развитие мышления в процессе обучения
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 43. Виды, уровни и формы мотивов учения.
- 44.Роль и место эмоций в процессе обучения.
- 45.Общие подходы к формированию мотивации обучаемых.
- 46.Проблемы усвоения знаний, навыков и умений.
- 49.Параметры, виды, этапы и уровни усвоения знаний.
- 55. Цели и содержание воспитания.
- 58. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 54. Взаимосвязь обучения и воспитания.
- 60 Факторы социализации личности.
- 61.Основные модели развития отношений между личностью и коллективом.
- 62.Психология коллектива и психологические особенности группового мнения о личности.
- 63.Психологическая характеристика лидера в коллективе.
- 65.Методы, способы и приемы влияния в воспитании.
- 68 Основные противоречия в педагогической деятельности.
- 69.Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого.
- 71.Профессиональные свойства и качества педагога.
- 72.Уровни продуктивности деятельности педагога.
- 76. Профессионально важные качества педагога для общения.
- 77.Понятие о педагогическом проектировании
- 78.Педагогическая система
- 79.Принципы, формы и этапы педагогического проектирования.
- 80.Педагогические системы в современном образовательном процессе
- 81 .Сущность Болонского процесса.
- 82.Технология обучения.
- 83.Психологические основы развивающего и интенсивного обучения.
- 84.Принципы проблемного обучения.
- 85.Психологические закономерности инновационных технологий обучения.
- 86.Открытые системы интенсивного обучения
- 87.Информационные обучающие технологии.
- 89.Содержание программированного обучения.