1.3. Социально-биологические факторы, сопутствующие гигиене учебного труда студентов
Гигиена умственного труда студентов не может ограничиваться соблюдением определенных правил, норм и рекомендаций только в течение времени, которое они проводят в стенах высшего учебного заведения. И это не удивительно, поскольку вся организация каждодневного бытия молодого человека в годы студенчества (за исключением, пожалуй, времени каникул) в той или иной степени подчинена главному социальному назначению этого периода его жизни – получению высшего профессионального образования как интеллектуальной и практической основы его последующего социального и биологического существования.
Исследования, проводившиеся специалистами в области гигиены труда в ряде российских высших учебных заведений в 2009 году, показывают, что среднестатистический рабочий день студента составляет обычно 9-10 часов, а рабочая неделя – 54-60 часов, т.е. на четверть больше, чем это предусмотрено федеральным законодательством о труде. Из общего количества учебной нагрузки аудиторные занятия всех видов занимают приблизительно две трети учебного времени (36-40 часов), остальное – самоподготовка (естественно, здесь речь идет о тех студентах, кто пришел в вуз учиться, а не отбывать «концертный номер» по прихоти родителей).
Эти данные позволяют смоделировать «типичный» будний день современного российского неработающего, несемейного и бездетного студента: учебные занятия – б-8 часов; самостоятельная учебная работа – 3-4 часа; общественные и культурные мероприятия, спорт и т.д. – 2-3 часа; питание, самообслуживание, переезды – 4 часа; сон – 6-7 часов. Любое изменение социального статуса (вступление в брак, поступление на работу, рождение ребенка и т.д.) автоматически влечет изменение структуры распорядка дня, – новые обязанности и заботы занимают то время, которое ранее отводилось на отдых, сон, самоподготовку к занятиям, в результате чего резко интенсифицируется интеллектуальная деятельность во время аудиторных занятий и те немногие свободные часы, которые бывает можно посвятить самообразованию.
Учебная деятельность студента не прекращается за стенами вуза (особенно в период зачетно-экзаменационных сессий), нередко занимая все время бодрствования. Поэтому в достижении максимального эффекта от процесса обучения важную роль помимо базовых гигиенических требований к условиям проведения и организации аудиторных учебных занятий играют также сопутствующие социально-биологические факторы, учет влияния и соблюдение требований которых дополнительно способствует повышению умственной и физической работоспособности молодого человека, увеличивает эффективность его интеллектуального труда. Ученые-гигиенисты в числе этих факторов называют:
режим дня,
гигиенически правильное питание,
гигиенически правильную организацию отдыха.
Влияние каждого из этих факторов на субъективную работоспособность и умственную активность студентов будет подробно охарактеризовано ниже.
- Введение
- 1. Гигиенические основы организации учебного труда студентов
- 1.1. Психогигиена познавательной деятельности студента
- 1.1.1. Психогигиена внимания
- 1.1.2. Психогигиена памяти
- Основные психологические законы памяти
- 1.1.3. Психогигиена мышления
- 1.2. Психогигиена эмоциональной составляющей учебного труда студентов
- 1.3. Социально-биологические факторы, сопутствующие гигиене учебного труда студентов
- 1.3.1. Режим дня и организации учебной деятельности студентов
- 1.3.2. Гигиена правильного питания
- 1.3.3. Гигиена отдыха студента
- 2. Гигиена учебного труда студента при работе с компьютером
- 2.1. Компьютер и среда рабочего места пользователя
- 2.2. Компьютер и здоровье человека
- 2.3. Правила гигиены труда при работе с компьютером
- 2.3.1. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
- Соотношение температуры и относительной влажности воздуха в компьютерных аудиториях образовательных учреждений
- 2.3.2. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера
- 2.3.3. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с компьютером
- 3. Гигиена физического воспитания студента
- 3.1. Физическое воспитание как фактор формирования гармонично развитой личности молодого человека
- 3.2. Гигиена занятий по физической культуре
- 3.2.1. Гигиенические требования к условиям и местам проведения занятий по физической культуре
- 3.2.2. Гигиенические требования к экипировке студентов для занятий физическими упражнениями
- 3.2.3. Гигиенические требования к содержанию занятий по физической культуре
- 3.2.4. Гигиена закаливания
- 3.3. Особенности организации и содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами с ограниченными физическими возможностями
- Библиография
- Комплексы упражнений физкультурных минуток
- Комплексы упражнений физкультурных пауз
- Оглавление
- Гигиена учебного труда студентов Учебное пособие
- 300012, Тула, пр. Ленина, д. 92