logo search
Кристина Ульянова

1.3 Проблема использования наглядности при обучении ия

По мнению Артемова В.А., доктора психологических наук, за последние годы вновь становится актуальной проблема применения наглядности при обучении иностранным языкам. Это объясняется многими причинами.

Существенно расширилась область наглядности, и усложнился ее инвентарь. Когда-то наглядность в обучении иностранным языкам носила почти исключительно предметный характер. Например, вводя новое слово, показывали обозначаемый предмет или его изображение. Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например предъявляли учащимся выполненные в разных красках схематические изображения системы падежей или синтаксической структуры какого-либо предложения. [2;57]

В последнее время стал обсуждаться вопрос о наглядности обучения устной речи. Современная педагогика в понимании наглядности обучения творчески продолжает линию, начатую Яном Амосом Коменским и развитую К. Д. Ушинским.

Рассматривая точку зрения Грачевой Н. П. , можно отметить, что в процессе овладения школьниками грамматической стороной устной речи, с одной стороны, необходимо сформировать у них прочие автоматизмы, а с другой- обеспечить гибкое, вариативное владение изученным материалом на этапе развития умений диалогической и монологической речи.

Формирование прочих, гибких навыков грамматического оформления способствует осмыслению учащимся существующих связей между аспектами языка, коммуникативным намерением и грамматическими средствами его выражения; обработке действий по овладению грамматической стороной речи на значительном по объему лексическому материалу и в различных ситуациях речевого общения. Этому в значительной степени способствует организация упражнений, выполняемых с опорой на комплексное использование зрительной и слуховой наглядности языковых знаков (схема предложений и словосочетаний, словесные элементы, графические символы, звучащие образы речи) и наглядности, предъявленной главным образом с помощью изобразительного материала.[5;24]

Существующий арсенал средств обучения включает печатные демонстрационные и раздаточные, звуковые, экранные и экранно-звуковые пособия. Их разнообразные свойства в плане предъявления учебного материала дают возможность наиболее полно реализовать функции наглядности, позволяют значительно расширить границы ее применения при формировании высказывания разного уровня.

При комплексном использовании средств наглядности различается параллельное и последовательное включение их в урок. Первое предполагает одновременное предъявление средств обучения при выполнении упражнений, второе определяется последовательностью упражнений, направленных на решение конкретной методической задачи.[9;26]